Первый маршрут первого зерноуборочного

Ветковский район красной нитью вписан в историю отечественного сельхозмашиностроения. Не имея собственных промышленных предприятий, конструкторских бюро, он неразрывно связан с созданием первого в стране зерноуборочного комбайна. 24 августа 1996 года на полях совхоза «Ветковский» Главе государства Александру Лукашенко продемонстрировали работу инновационного для «Гомсельмаша» проекта — комбайна КЗР-10 «Полесье-Ротор».

Годы строительства молодой независимой республики были сопряжены с решением многих серьёзных задач. Одна из них — обеспечение машино-тракторных парков сельхозпредприятий страны современной техникой. Качественная уборка и обеспечение сохранности сельхозпродукции были и остаются залогом продовольственной безопасности государства. И если в кормоуборочной технике недостатка не было — предложение «Гомсельмаша» в несколько раз превышало спрос, то зерноуборочных машин катастрофически не хватало. Российский «Ростсельмаш», основной поставщик комбайнов для уборки зерновых, практически свернул производство. Похожая судьба настигла и комбайновый завод в Красноярске. В Таганроге начали выпускать непрофильную продукцию. По белорусским полям тем временем ездили так называемые остатки советской роскоши. Зерновые убирали, как говорили в те годы, на металлоломе. Валюты на приобретение дорогостоящей импортной техники не было.

Назрела необходимость создать собственный комбайн. Конструкторское бюро «Гомсельмаша» во главе с Валентином Шуриновым предложило инновационный проект, а Александр Григорьевич его всецело поддержал и в марте 1996 года во время рабочей поездки в Гомельскую область открыл финансирование на разработку, изготовление и испытание макетного образца зерноуборочного комплекса.

Инновация гомсельмашевцев заключалась в качественно ином подходе к созданию машины. Вместо самоходного монокомбайна, который мог выполнять лишь одну операцию, конструкторы в основу первого зерноуборочного комплекса приоритет отдали универсальному энергетическому средству «Полесье-250». Оно использовалось с навесными машинами «Гомсельмаша» на кошении трав, заготовке кормов, уборке сахарной свёклы, кукурузы. Да, белорусский комбайн, который получил название «Полесье-Ротор», получился более громоздким, нежели привычный ростовский ДОН, но он мог выполнять комплекс сельхозработ, не ограничиваясь жатвой.

На то время, говорится в газете «Сельмашевец», по себестоимости уборки «Полесье-Ротору» не было равных. Затраты на производство и уборку различных культур оказались значительно меньше, чем у монокомбайна. Это предполагала сама схема универсальности.

Испытывать эту чудо-машину нужно было на подходящих полях.

— Представители «Гомсельмаша» самостоятельно подбирали место для демонстрации возможностей нового комбайна. Это должна была быть просторная площадка с хорошей урожайностью. Они объехали несколько районов и остановили выбор на ржаном поле в Чистых Лужах, — вспоминает Василий Воинов, бывший председатель Ветковского райисполкома. — Об этом мне по телефону сообщил директор совхоза «Ветковский» Александр Иосифович Кисель.

Подготовкой поля к такому ответственному мероприятию занимался начальник райсельхозпрода Владимир Шитиков.

— На выбранном поле была произведена частичная мелиорация. По краям каналов за несколько лет пошла дикая поросль. Её, разумеется, нужно было убрать. На всё про всё было 2–3 дня. Мне дали человек 10 с топорами, косами в помощь, — рассказывает Владимир Васильевич. — Работы завершили вовремя. Утром, накануне приезда Главы государства, оставалось доделать последние штрихи.

Вертолёт Президента приземлился в Чистых Лужах. Его встречали председатель облисполкома Павел Шипук, главный конструктор «Гомсельмаша» Валентин Шуринов и глава района Василий Воинов. К тому времени новенький «Ротор», поблёскивая яркими бортами, уже стоял в поле, готовый посоревноваться в своей производительности с бывалым «ДОНом». Вот как описывала первый отечественный комбайн районка: «Новы камбайн значна адрозніваецца ад свайго вядомага папярэдніка — ДОНа. Ён больш унушальны па памерах, аднак гэта не мяшае яму павольна манеўрыраваць на самых складаных і “неразваротлівых” участках. Карэнным чынам адрозніваецца і работа яго асноўных вузлоў і агрэгатаў. Абмалочанае зерне па спецыяльнаму “канвееру” паступае ў 9-тонны бункер, яно адразу ж ачышчаецца ад смецця.

Александр Лукашенко, вспоминают очевидцы, лично ознакомился с работой систем комбайна. Он ловкими движениями поднялся на мостки, жаждя собственноручно ознакомиться с работой систем комбайна, оценить все условия и удобства, что были созданы для продуктивной работы комбайнеров. А потом руководство республики, области и района пошло к валкам соломы, чтобы убедиться — зерна там нет.

После работы был обед. Василий Воинов пригласил высоких гостей отведать, чем питаются механизаторы. Столы накрыли там же, в поле.

— Мы поставили палатку. Сидел я, рядом Александр Григорьевич, — описывает события 25-летней давности Василий Николаевич, — ели обычную кашу. Президент остался  доволен, сказал: «Если вы действительно так кормите комбайнеров, то хорошо».

Но самый интересный разговор, вспоминает Василий Воинов, произошёл у вертолёта, когда Александр Григорьевич собирался улетать.

— Президент у нас спросил, нужен ли нам комбайн? Леонов, министр сельского хозяйства, настаивал на необходимости закупать комбайны за границей. Например, немецкие «Клаасы», — приводит некоторые подробности того разговора бывший руководитель. — Мы же в один голос сказали: если отечественные комбайны будут работать, как работает «Ротор», будет хорошо.

Так на «Гомсельмаше» началась эпоха производства зерноуборочных комбайнов. В хозяйства Ветковского района первые «Роторы» начали поступать спустя год–два после испытаний. Сегодня на смену флагманским машинам давно пришли КЗС-1218, КЗС-10, ветковские хлеборобы осваивают уборочные агрегаты на газомоторном топливе. Всего же гомсельмашевцами за 25 лет было выпущено «без 150 машин 38 тысяч зерноуборочных комбайнов».

А. КОДОЛОВА.

Comments (0)
Add Comment