Нынешний министр образования Республики Беларусь Игорь Васильевич Карпенко войдёт в историю как самый народный. За 4 года в столь высокой должности он объехал около 60 районов республики, где посещал учреждения образования, встречался с педагогическими коллективами, чтобы своими глазами увидеть, как на практике реализуются те учебные программы, над которыми работают лучшие педагоги страны. На прошлой неделе в географию поездок добавилось ещё два населённых пункта. Игорь Карпенко в сопровождении начальника главного управления образования облисполкома Руслана Смирнова посетил Ветку и Добруш. Для министра это третий визит на Гомельщину в текущем году и первый в Ветку. В ветковской гимназии он встретился с педагогическим активом района и обсудил наиболее острые вопросы, которые сегодня поднимаются в контексте системы образования.
Сложно не заметить, что сегодня система образования переживает глобальные изменения. Если раньше педагог был главным носителем информации, то сегодня информационные потоки поменяли образовательную парадигму. На эти и другие моменты обратил внимание Игорь Карпенко во время встречи с ветковскими учителями.
Ведя разговор о пандемии, которая весной внесла серьёзные коррективы в образовательный процесс, министр образования назвал дистанционное образование не панацеей. «Дистанционное образование не заменит полноценной классно-урочной системы, потому что школа выполняет функцию не только передачи информации, знаний, она ещё выполняет функцию социализации», — подчеркнул руководитель. И вместе с тем в Министерстве образования пришли к выводу, что использовать в работе дистанционные формы просто необходимо. По словам Игоря Васильевича, сегодня ведётся работа над созданием единой платформы с циклом уроков, где помимо разнообразия заданий будет представлена возможность скачивания материала и перехода по кликабельной ссылке на школьный учебник. Сопровождать платформу будет Национальный институт образования. В тестовом режиме она начнёт работать уже в январе. Главным преимуществом нового продукта Игорь Карпенко назвал доступность уроков с любого устройства без привязки ко времени. «Но это не панацея, не замена классического образования», — подчеркнул министр.
Расширятся в ближайшем будущем и полномочия учреждений образования и органов управления на местах. Это предусмотрено новой редакцией Кодекса об образовании, которая перед внесением на обсуждение в Палату представителей проходит терминологическую экспертизу. Так, согласование директора ЦКРОиР, наполняемость классов, приём в школу детей младше 6 лет будет решаться на местах. «Мы постарались уйти от ненужной конкретики, за исключением тех вопросов, которые должны регулироваться исключительно законодательством», — резюмировал руководитель ведомства.
Приезд министра образования в Ветковский район первый за всю историю суверенной Беларуси. Честь присутствовать на встрече выпала 70 педагогам из всех учреждений образования Ветковщины. Разумеется, педагоги не упустили шанс пообщаться с главой ведомства и услышать из первых уст ответы на самые злободневные вопросы.
При обсуждении вопроса молодёжной политики в стране на диалоговой площадке, где вносились предложения по изменению Конституции Республики Беларусь, звучал тезис о введении в штат учреждений общего среднего образования учителя-профориентолога. Каково ваше отношение к данному предложению? Елена Владимировна Новикова, директор средней школы №1 г. Ветки им. А.А. Громыко.
— Возможно, введение должности учителя-профориентолога и оправдано, но я отношусь к этой идее скептически. Общество должно понять, что профоринетационная работа — задача не только и не столько школы. Пока конкретный работодатель не поймёт, что он ответственен за то, кто придёт к нему на работу, мы с вами будем по-прежнему проводить классные часы, водить по учреждениям образования. Но сколько бы учителя ни рассказывали о престижности профессии строителя, машиностроителя, агрария, нам не поверят. Мы видим, что школьники хотят быть юристами, экономистами, международниками. Если сегодня работодатель не придёт в школу и не привлечёт учащихся аграрных классов поступать на сельскохозяйственные специальности, Министерство образования продолжит самостоятельно определять, сколько и каких кадров необходимо подготовить. Если руководитель конкретного хозяйства предложит дополнительную стипендию от предприятия, даст работу и хорошую зарплату, затем поможет построить дом и в течение 10 лет за разумную плату приватизировать его, то школьники будут заинтересованы получить профессию и вернуться в хозяйство. Здесь нужно перенять опыт китайских коллег. Год назад в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» они открыли завод по производству двигателей экологического класса Евро-4 и Евро-5 для Минского автомобильного завода. Первое, что они сделали, заложив первый камень строительства, — создали в нашем автомеханическом колледже центр обучения специалистов. Они обеспечили классы самым современным оборудованием, оснастили их виртуальными программами сборки/разборки двигателей, очками виртуальной реальности.
Допустим, появится в школе педагог, который будет заниматься исключительно профориентационной работой. Но даже ему будет не под силу охватить все специальности и специализации. Возможно, это поможет приобщить к этой работе конкретных работодателей. Важно, чтобы школа не осталась один на один с профессиональным определением выпускников. Я считаю, что наша роль в этом вопросе минимальна.
Единый квалификационный справочник дополнен характеристикой новой должности «руководитель военно-патриотического воспитания». Планируется ли внесение изменений в штатное расписание учреждений общего среднего образования? Елена Владимировна Новикова, директор средней школы №1 г. Ветки им. А.А. Громыко.
— Это очень непростой вопрос. Сейчас тема активно обсуждается. В Минске, к примеру, военная подготовка в школах практически не ведётся. В каждом районе созданы центры допризывной подготовки, где школьники проходят необходимый курс за несколько дней. В школах, особенно малокомплектных, сложно будет загрузить такого специалиста на ставку. Поэтому сейчас думаем, как разрешить эту ситуацию. Какие-то решения обязательно примем.
Сейчас рассматриваем трансформацию психологической службы. После громких скандалов в школах в Гомеле, Столбцах, Пинске мы поняли, что наши школьные психологические службы не готовы работать с серьёзными девиантностями. Психологи не всегда понимают, что делать, когда сталкиваются с фактами агрессии, буллинга, суицидом. При этом прийти на приём к школьному психологу считается непристижно. Поэтому было решено несколько перестроить форму. В частности, в ряде районов ставки психологов были изъяты из учреждений образования и переведены в ведомство социально-педагогических центров. Мы обратили внимание, когда родители сталкиваются с алкоголем, наркотиками, они охотнее идут на консультацию к психологу за пределами школы, на анонимную консультацию. Более того, в экспериментальных районах психологическая служба стала более доступна небольшим сельским школам, где такой специалист не предусматривался. Готовить кризисных психологов для СПЦ уже начали в психологическом центре, созданном в Минске.
Таким образом, штаты мы будем пересматривать с разных позиций. Но это работа не одного дня.
Меня как директора сельской школы интересует вопрос организации профессиональной подготовки учащихся в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Для качественной организации образовательного процесса требуется достаточно хорошая материально-техническая база и квалифицированные специалисты по некоторым рабочим профессиям. Планируется ли на уровне республики обновление материально-технической базы кабинетов трудового обучения? Считаете ли вы возможным вернуться к неплохой практике получения профессии в районных учебно-производственных комбинатах? Ирина Викторовна Бенедик, директор Старосельской средней школы.
— Мы не будем возвращаться к УПК, так как сегодня эти функции возлагаются на систему профтехобразования. Неслучайно было принято постановление, что эти занятия по профподготовке могут проходить на базе учреждений профтехобразования, а если их в районе нет, то на базе школ, учебных центров других ведомств и учреждений. Схема сейчас отлаживается. Вопрос стоит в другом. Нам надо посмотреть с учётом развития территорий, экономики предприятий специальности, по которым идёт подготовка с последующим присвоением квалификации.
Относительно материально-технической базы нужно использовать базу любых учреждений, которые есть, и подтянуть базы школ. Мы продлили и расширили программу «Образование и молодёжная политика». Теперь централизованная поставка мультибордов будет производиться не только в школы, но и во все учреждения образования. Также планируется централизованная поставка (наравне с кабинетами биологии, физики) кабинетов трудового обучения. Это будут обрабатывающие станки, трактора для сельских школ, чтобы его изучать, для автодела. Сейчас собираем информацию на следующий год. Расходование должно быть рациональным.
Есть ли в планах Министерства централизованные закупки игрового и надворного оборудования в дошкольные учреждения? Ирина Владимировна Лапицкая, заведующий яслями-садом №1 г. Ветки.
— Пока нет. Централизованные поставки предусмотрены для того, чтобы ускорить технологичные процессы в системе образования. Закупка детского оборудования — зона ответственности местной исполнительной власти.
Сегодня учителям доступно получение квалификационной категории «учитель-методист». Можно ли предусмотреть, чтобы педагогические работники дошкольных учреждений образования также имели возможность получить такую квалификацию? Елена Васильевна Пичуха, заместитель заведующего дошкольного центра развития ребёнка г. Ветки.
— Впервые услышал эту тему. Знаю, что упрощали схему получения квалификации для педагогов. Я не согласен расширить этот опыт и для педагогических работников дошкольных учреждений. Это ещё одна возможность повысить зарплату воспитателю.
— В своём выступлении вы анонсировали рассмотрение вопроса повышения заработной платы с 80 до 100% от средней заработной платы по стране. Также органы нашего центрального комитета анонсировали возможность повышения премиального фонда с 5 до 20%, а также поэтапного (по годам) увеличения материальной помощи на оздоровление с 0,5 оклада до двух окладов к 2023 году (если есть экономическая возможность). Скажите, какие перспективы повышения или совершенствования заработной платы у нас возможны? Василий Васильевич Самков, председатель Ветковского районного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки.
— Дело в том, что доведение средней заработной платы именно педагогических работников (не в отрасли), к которым относятся не только учителя, но и воспитатели дошкольных учреждений, педагоги, до 100% от средней заработной платы по стране — поручение Президента. И это закреплено в соответствующем постановлении Правительства. Реализовываться это будет за счёт повышения базовой ставки. Что касается увеличения фонда премирования до 20%, возможно, это будет регулироваться за счёт сокращения надбавок. Мы плотно сотрудничаем с отраслевым профсоюзом, но когда эта работа завершится, сложно сказать. Что касается увеличения материальной помощи на оздоровление, то в следующем году оно точно не запланировано. Мы зависим от того, как будет работать экономика.