Правила передвижения на электросамокатах

Прогресс не остановить. Гироскутеры, сегвеи и прочие электродевайсы выпускаются по всему миру миллионами, становятся разнообразнее, мощнее, быстрее и доступнее. Нашу страну мировой тренд также не обошёл стороной. В итоге мобильным электротранспортом — самокатами, скутерами, моноколёсами — уже не удивишь ни ветковчан, ни жителей сельской местности. Эти средства передвижения человека всё чаще встречаются на улицах нашего района. А к какому виду транспортных средств они относятся и какие правила дорожного движения должны соблюдать водители?

Есть проблема

С нашествием электросамокатов белорусы столкнулись прошлым летом. В тот год в Минске появились сразу два крупных оператора кикшеринга, которые сдавали модный транспорт в аренду. Многие покупали и свой собственный. Ездить удобно, думать о парковке не надо, в конце концов, это экологичнее машины — популярность нового увлечения вполне объяснима.

Но есть и обратная сторона медали.

При всей своей компактности электросамокаты, скутеры и т.д. — сложнейшие технические устройства, начинённые электроникой и механикой. А техника есть техника — может и отказать. К примеру, не так давно в США из-за опасности самовозгорания аккумуляторов (два десятка воспламенились) были отозваны из продажи полмиллиона гироскутеров.

Ещё одна серьёзная проблема, которую несёт с собой электротранспорт, заключается в том, что скорость, которую могут развивать электрические самокаты, опасна как для их пользователей, так и для пешеходов. Ведь со скоростью резко увеличиваются риски, особенно если ездок неопытен или бесшабашен. И такие ездоки нередко становятся жертвами дорожных происшествий, а случается, что при этом калечат и других, ибо ездят, как правило, среди пешеходов. Наиболее распространёнными травмами обоих являются переломы и ушибы головы, при этом 80% инцидентов с самокатами — это падения водителей и пешеходов.

Поводом же для официальной настороженности сотрудников ГАИ стал случай, когда на дороге общего пользования в Минске камеры зафиксировали электросамокат, двигающийся со скоростью 75 км/ч. Ясно, что потеря управления — по вине человека или техники — на такой или даже меньшей скорости никому не сулит ничего хорошего. А потому волнения дорожной милиции были вполне оправданы: двухколёсный невзрачный «снаряд» развивает скорость машины, но для управления им не нужно ничего, кроме желания; и нет закона, определяющего максимальную скорость для электросамокатов.

Мнение эксперта

Независимый автоэксперт и юрист, официально имеющий право проводить исследования и экспертизы в области ПДД и ДТП, в прошлом — старший следователь по особо важным делам отдела расследований ДТП по городу Минску Александр Коноплицкий уже год назад высказал уверенность, что без жёсткого, иногда даже показательного контроля ГАИ навести порядок на дорогах будет трудно. И в подтверждение своего мнения привёл конкретные жизненные примеры.

Например, в Беларуси уже давно используются мопеды, которые в народе называют скутерами. Скажите, можно как-то чисто внешне отличить 50 там «кубиков» или «сто»? Теперь возьмём электросамокат. Как определяется его скорость? Паспортными характеристиками? Но они же могут ездить быстрее. А после несложных модификаций даже очень быстро. Кто, не имея навыков технической экспертизы, сможет определить, какой электромотор там стоит — на 500 ватт или на 1000? Заменённый или не заменённый? Покажет владелец инспектору документ, а там будет 25 км/ч.

Эксперт высказал чёткую уверенность: электросамокаты даже на скорости 25 км/ч представляют угрозу и могут быть очень травмоопасными, а потому с тротуаров их нужно убирать. Но если совсем запретить электросамокатам двигаться по тротуарам, то возникает вторая проблема — в каком виде допустить их на дороги общего пользования? Тогда они должны быть оборудованы как минимум необходимой светотехникой — указателями поворотов, стоп-сигналами, отражателями, габаритными огнями, фарами, — говорит А. Коноплицкий.

Эксперт также согласен с тем, что на все новые электрические транспортные средства нужно обязать получать права. И ввести законодательно, что если происходит ДТП с электросамокатом в том месте, где он находиться не должен, то виноват однозначно тот, кто им управлял. Например, выехал дальше метра от края проезжей части и столкнулся с автомобилем — виноват.

А как у них?

Во многих европейских странах уже давно осознали опасность, которую представляют электросамокаты, если их бесконтрольно допустить на улицы. Пожалуй, самой строгой в этом отношении является Германия. Здесь любые транспортные средства с двигателем, способные разгоняться выше 6 км/ч, нуждаются в официальном допуске для использования на дорогах. Если этого допуска нет, самокаты изымают, а владелец получает штраф минимум 70 евро.

В Испании после гибели пешехода от наезда самоката власти запретили использование этих агрегатов на пешеходных дорожках. В Финляндии штрафуют за опасную езду на электросамокате по тротуарам, но движение пока не запрещают.

Во Франции за первый год эксплуатации электросамокатов количество их пользователей, получивших травмы в результате ДТП, выросло на 25%, а в июне прошлого года произошёл первый смертельный случай: молодой мужчина, управлявший электросамокатом, не уступил дорогу грузовому автомобилю и погиб. После этого власти серьёзно ужесточили меры по отношению к владельцам гироскутеров, моноколёс и электросамокатов, запретив им передвижение как на дорогах общего пользования, так и на тротуарах.

В США ездить на самокате можно только в одиночку, запрещено даже иметь на плечах объёмную сумку или рюкзак, которые могут помешать безопасному управлению. Запрещено также пользоваться гаджетами и даже слушать плеер. Скорость эклектросамокатов ограничена на уровне 25 км/ч. Ездить можно, соблюдая все правила дорожного движения.

Что у нас?

На текущий момент, не нарушая ПДД, можно двигаться на электровелосипеде, электросамокате, электроскутере, моноколесе, гироскутере любой мощности по пешеходным зонам, тротуарам и велодорожкам.

А вот по автомобильным дорогам на электротранспорте лучше вообще не передвигаться. Если вы создадите аварийную ситуацию или просто привлечёте внимание сотрудников ГАИ, то здесь всё будет зависеть от того, как оценят ваши действия сами сотрудники. К примеру, летом 2019 года, в Минске, выпивший бармен возвращался домой ночью по пустой проезжей части. Он был остановлен ГАИ, отправлен на освидетельствование и в итоге лишён права управления на три года. И как вы понимаете, лишён права управления в принципе, в том числе и автомобилем, а не только электросамокатом.

Рассмотрим ещё один вариант. Допустим, у вас есть большой электроскутер и вы хотите передвигаться на нём по дорогам общего пользования. В таком случае вам лучше применить правила использования мопеда. То есть иметь водительское удостоверение категории АМ или выше, быть старше 16 лет, использовать мотошлем, пройти техосмотр и сделать страховой полис. Само транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГАИ.

В ГАИ уверяют, что изменения в законодательство вступят в силу в ближайшее время. Планируется, что люди, управляющие электросамокатом с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч, будут приравнены к пешеходам. А вот более мощные модели с электродвигателями приравняют к мопедам либо мотоциклам, и для них потребуются техосмотр, страховка и водительское удостоверение.

Важные правила

Во время поездок надевайте защитную экипировку, например, шлем и наколенники.

Начните с езды на небольших скоростях. Даже простые электросамокаты легко развивают скорость 20 и более км/ч. А ведь это соответствует скорости быстрой езды на велосипеде.

Не забывайте — у самоката колёса небольшого диаметра, обычно 8 дюймов. Поэтому даже небольшая ямка или неровность на дороге могут быть очень опасны. Важно сразу научиться правильно тормозить, поворачивать и держать равновесие.

Не катайтесь по мокрому асфальту или в дождь. На скользкой поверхности сцепление колёс с дорогой меньше, чем на сухой, вы можете потерять управление. Кроме того, не все модели электросамокатов имеют надёжную защиту электроники и аккумулятора от воды и брызг.

Не катайтесь в местах большого скопления людей. Это может быть опасно и для вас, и для окружающих, особенно маленьких детей. Если же вы видите, что вы на своём электрическом транспортном средстве препятствуете движению пешеходов, то вам лучше спешиться или уменьшить скорость до уровня ходьбы пешеходов.

Пока правовой статус владельцев электротранспорта — статус пешехода, и передвигаться по проезжей части без габаритных огней, поворотников и прочего спецоборудования очень опасно. Потому езда на электрических самокатах и подобных им устройствах на электротяге допустима по обочине или кромке проезжей части, но исключительно при соблюдении ряда условий: при недоступности пешеходных и велозон; за пределами автомагистралей; на дорогах, где правилами допускается велодвижение и действует ограничение до 60 км/ч; в одном направлении с остальным транспортом; строго в 1 ряд, без обгона и левостороннего объезда расположенных на проезжей части преград и транспорта, кроме велосипедов и мопедов.

Не помешает оснастить девайс сигналом, передней фарой или фонарём белого цвета и светоотражателями (белым спереди, красным сзади, оранжевыми или красными по бокам). Если названные световые приборы закрепить на электросамокате невозможно, то светоотражающими элементами — например, оранжевым жилетом с фликерными полосами — необходимо оснастить самого человека.

Отделение ГАИ Ветковского РОВД.

Comments (0)
Add Comment