Родословная Белорусского профессионального союза работников образования и науки берёт своё начало в конце XІX — начале XX столетия. В этот период создавались, оказывали необходимую помощь педагогам (денежную, в том числе на лечение, оздоровление, профессиональное образование детей учителей, предоставление им общежития на время обучения, организация санаторного лечения педагогов и др.) общества взаимопомощи учителей народных училищ. Вплоть до 1917 года они имели скрытые формы, поэтому нередко закрывались властями при первом же подозрении на нелегальную деятельность.
После Октября 1917 года и гражданской войны произошли кардинальные изменения. Профсоюзы оказались в тех условиях, при которых они были отнесены к организациям правящего, господствующего класса. В отраслевом профсоюзном летоисчислении рубежными, отправными стали два значимых события: в июле 1919 года было организационно оформлено создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. Осенью 1920 г. в Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8–11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведётся отсчёт истории отраслевого профсоюза работников образования.
На послевоенные годы Ветковщины, как и всей страны, выпало тяжёлое бремя восстановления разрушенного народного хозяйства. Возрождение колхозов, промышленных объектов, экономики, сфер образования, культуры требовало неимоверных физических и морально-волевых сил людей. Демобилизованные с фронта после войны востребованные педагоги возвращались в родные сёла и города, чтобы восполнить страшные потери военной трагедии в воспитании и образовании детей на освобождённых территориях Ветковского района. Наипервейшим делом для профсоюза стало возрождение системы образования.
После освобождения города Ветки, 28 сентября 1943 года, стали активно восстанавливаться учреждения образования, по новому отстраиваться школы и дошкольные учреждения, здания, разрушенные в ходе тяжелейших боёв, проходивших на территории района. Уже в 1943 году в полной мере заработала сеть школ в системе просвещения БССР с административным управлением в лице районного отдела народного образования. Жизнь педагога, как и во все времена, связана была с определёнными трудностями: учителя жили прямо в учебных классах, приспособленных помещениях с соответствующими бытовыми условиями, создавали семьи, рождали детей.
Но какими был оптимизм, радость, коллективизм, общность интересов, светлая человеческая энергия, желание скорее преодолеть последствия страшного времени, вырастить достойного гражданина своей страны! Это пример, достойный подражания! Мы вспоминаем педагогов с большой буквы, которые стояли у истоков становления и развития профсоюзного движения послевоенной поры на Ветковской земле.
Первым председателем районной профсоюзной организации послевоенного периода истории развития системы образования Ветковского района стала Андрушкевич Жанна Иосифовна (1906-1981). Заняла она этот пост в 1945 году.
География жизни Жанны Иосифовны поистине уникальная. Заслуженный учитель БССР (1968) родилась в Смоленске, в 1927 году окончила школу II ступени в Сталинграде. После этого пять лет работала учителем Балашевской начальной школы Речицкого района. А уже в 1932 году перебралась в Минск, где возглавила Кальварийскую начальную школу. Параллельно училась в Минском вечернем пединституте. В 1935 году судьба связала молодого, но опытного педагога с Ветковщиной. Жанна Андрушкевич стала работать учителем начальных классов Ветковской русской средней школы.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война вынудила эвакуироваться. Но профессию педагог не оставила. Она продолжила учительствовать в Темирской средней школе Актюбинской области (Казахстан). А в 1943 году ушла добровольцем на фронт. В составе 2-го Украинского фронта участвовала в боях за взятие Будапешта, освобождала Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию.
За выслугу лет и безупречную педагогическую работу Президиумом Верховного Совета СССР награждена орденом «Знак Почёта» (1949), а также боевыми медалями: «За взятие Будапешта» (1943), «За победу над Германией» (1945).
После окончания войны вплоть до 1970 года Жанна Иосифовна работала инспектором школ Ветковского района. До 1953-го на общественных началах руководила районной организацией профсоюза — районным комитетом союза работников начальной и средней школы. Ветераны отрасли помнят её жёсткий волевой закалённый характер. Была всегда пряма и честна в отношениях, очень конкретна в выполнении своих служебных обязанностей. С военной выправкой и боевым напором Жанна Иосифовна решала все проблемы своих работников, членов профсоюза. Бразды правления профкомом она передала ещё одному фронтовику, директору Ветковской средней школы рабочей молодёжи Седову Михаилу Кирилловичу.
Во главе профсоюза учителей Михаил Кириллович стоял 21 год. Больше, чем кто-либо из его коллег послевоенного времени.
Он, уроженец Рязанской области, между учёбой в двух пединститутах (Рязанском — окончил в 1941-м и Гомельском — окончил в 1951-м) прошёл всю войну. Закончил её механиком-водителем 345-го гвардейского Самоходного полка (3-й Белорусский фронт). Не имея привычки отсиживаться за спинами товарищей, смело шёл в бой. И когда в 1947 году после демобилизации Михаила Седова приняли учителем математики в Ветковскую школу, которую спустя несколько лет он возглавил, на груди отважного танкиста поблёскивали орден Красной Звезды; орден Отечественной войны I степени и другие медали.
Непререкаемый авторитет, который педагог приобрёл на фронте, сохранился и в мирное послевоенное время. О его профессионализме можно судить лишь по одной записи из личного дела: «Дисциплинирован, аккуратен в работе, всегда принимает активное участие в проведении политмассовой работы среди учащихся и населения».
В 1974 году Михаила Седова на посту профсоюзного лидера сменил 40-летний инспектор школ Ветковского района Фёдор Иванович Чернюгов. Математик по образованию, Фёдор Иванович с пунктуальностью относился к профсоюзной документации и материалам. С его приходом началось выстраивание грамотной и мощной идеологии профсоюзного движения отрасли в районе. Он активно публиковался в 70-е годы. Его статьи по патриотическому воспитанию труженика, активного патриота и роли профсоюза в этом стали хрестоматийными.
С 1974 по 1979 год Фёдор Иванович входил в состав президиума областного комитета профсоюза работников просвещения. И слово председателя райкома, который начинал трудовой путь как старший пионервожатый Светиловичского детского дома, в области было в цене. В копилке его личных наград знак «Победитель соцсоревнования» (1974), Почётная грамота Белорусского профсоюза работников просвещения ВШ и НУ (1977), Почётная грамота Министерства просвещения БССР (1980).
С 1980 по 1987 год Ветковский райком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений возглавлял коренной ветковчанин Иван Григорьевич Аникеич. Серебряный медалист городской школы №2 без большого труда в 1953 году поступил в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова на механико-математический факультет. Но уже через год понял, что точные науки — не то, чему ему хотелось бы посвятить всю жизнь. Ветковчанин перевёлся на филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, который успешно окончил в 1959 году. Трудовую деятельность начал воспитателем Усвятского детского дома на Псковщине, а закончил заместителем директора по воспитательной работе СШ №2 г. Ветки в 1991 году. Многочисленные профсоюзные награды, в числе которых почётные грамоты обкома и центрального комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, Президиума Белорусского республиканского совета профсоюзов — свидетельство его профессионализма и преданности педколлективу района.
На долю Ивана Григорьевича, как и последующих председателей, выпала судьба тяжёлого бремени чернобыльской трагедии, в результате которой в районе было ликвидировано 14 учреждений образования. Численность членов профсоюза в течение трёх последующих лет в связи с закрытием ряда школ и садов, переселением людей в другие регионы республики резко сократилась.
В то непростое переломное время (1987–1989 года) районную организацию профсоюза возглавила крепкий руководитель и грамотный педагог Любовь Стефановна Фицева. Ей, коренной ветковчанке, которая всю жизнь посвятила отрасли образования района, было важно сохранить педагогический коллектив, который формировался на Ветковщине долгие годы. После окончания в 1969 году Гомельского государственного педагогического института она вернулась в родную первую школу воспитателем группы продлённого дня. Позже стала там же преподавать русский язык, в 1970 году её назначили заместителем, а в 1984-м директором школы. 11 лет она возглавляла районный отдел народного образования, а последние три года до выхода в 2003 году на заслуженный отдых была заместителем председателя районного исполнительного комитета.
Любовь Стефановна и сегодня авторитетный и уважаемый в обществе педагог, общественный деятель, гражданин. Её высокий профессионализм, организаторские способности, интеллигентность, государственный подход к делу, жизненная мудрость являются примером для молодого поколения руководителей. В 1999 году руководитель отмечена медалью Франциска Скорины. Кроме этого, ветеран педагогического труда имеет звание «Отличник просвещения БССР».
После Любови Стефановны заботу о профессиональном благополучии своих коллег взяла на себя Галина Александровна Светлова. В настоящее время она является деканом факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования Гомельского областного института развития образования.
Галина Александровна очень много сделала для развития профсоюзного движения в регионе. При активном участии Г. Светловой, председателя райкома профсоюза, а позже — начальника отдела образования Ветковского райисполкома (2000–2004 годы), Ветковский район 9 раз выходил победителем областного конкурса на лучшую организацию образовательного процесса в своей категории. Уроженка Ветковской земли продолжала крепить профсоюзное членство, единство в рядах системы образования, всегда была внимательна к людям, их проблемам, энергично подходила к выполнению поставленных задач, являлась помощником, социальным партнёром руководителям и начальнику отдела по разрешению всех организационных вопросов системы образования.
Василий Васильевич Самков руководит районной организацией отраслевого профсоюза с 2000 года. Он продолжает лучшие традиции, заложенные в системе профсоюзного движения предшественниками. Особое внимание при этом уделяет социально-экономическим и правовым вопросам по защите членов профсоюза. В современных условиях развития общества на ведущие роли выходят вопросы главенства права, юриспруденции, экономической, финансовой грамотности и обеспеченности, вопросы освещения той или иной проблемы, жилищные, гражданско-правовые аспекты жизни трудящихся, на что в районной организации уделяется более пристальное внимание.
Ветковский райком профсоюза прекрасно себя зарекомендовал в вопросах соблюдения и выполнения в полном объёме чернобыльского законодательства, соблюдения гарантий, норм и льгот нормативных правовых актов; выплат компенсирующего и стимулирующего характера членам профсоюза, работающим в зоне радиоактивного загрязнения; в работе по обеспечению жильём педработников; в заключении контрактов на максимальный срок и обеспечении их средствами материального стимулирования труда.
Райком дважды признавался лучшим в области по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также в работе по решению социально-экономических, правовых вопросов.
В. САМКОВ.