Недав
Разбирая документы, наткнулся на свои детские метрики, внутри которых лежал мой комсомольский билет. Раскрыв его и с интересом и ностальгией посмотрев на свою юношескую фотографию, я бережно положил его в коробку с нужными документами. Причём это было сделано непроизвольно, как само собой разумеющееся…
Стремителен бег времени, вместе с которым меняется и окружающий тебя мир: то, что недавно казалось прочным и незыблемым, вдруг рассыпается в прах; привычные вещи и предметы исчезают и становятся раритетами; простые и доступные слова и понятия заменяются совсем другими, смысл которых уже трудно уловить, как и запомнить. А самое главное, что с ними меняются и люди — их характеры, судьбы, стремления, цели и желания. Наверное, так и должно быть (эволюция как-никак!).
Но почему-то не все этому рады (особенно представители более старших поколений). Их всё чаще посещает чувство ностальгии о тех временах, которые их воспитали, сформировали мировоззрение, характеры, жизненный уклад, чаяния и надежды. Особенно больно, когда рушатся идеалы, на которых ты сформировался как личность, и взамен их культивируются другие духовные ценности. А святые прежде понятия подвергаются ревизии и насмешкам.
Сейчас принято и даже стало модным хулить и ругать всё советское прошлое, которое молодёжь презрительно называет «совком», слепо поклоняясь всему западному и суррогатному. А мне больно и обидно. Больно за ту великую страну, которая занимала одну шестую часть суши и гордо называлась «СССР», которая, как птица феникс, возродилась после двух кровных войн, сломала хребет фашизму, первой отправила человека в космос, дала возможность каждому трудиться, учиться, лечиться, отдыхать, жить под мирным небом. И обидно, что мы, наше поколение, не сумели сберечь для детей и внуков всё то, за что отдавали жизни наши предки. Победив в Великой Отечественной войне, мы проиграли битву на идеологическом фронте. В результате могучая держава раскололась на отдельные государства, которые называют себя «независимыми», а, по большому счёту, стали более уязвимы и зависимы от многих факторов: экономических, политических, социальных и т.д. Но таковы реалии сегодняшнего дня, с ними надо жить, к ним надо привыкать…
Одним из святых понятий из советского прошлого для людей моего поколения было слово «комсомол» — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Каждый из нас помнит, как в школе мы старательно учили устав, с благоговейным трепетом и дрожью в коленях переступали ступени здания районного комитета комсомола, как были горды, когда районная комиссия выносила свой положительный вердикт и мы (обязательно в торжественной обстановке) получали на руки комсомольские билеты и значки. Эта радость была искренней и неподдельной. Эта маленькая красная книжечка с шестью орденами на развороте удивительным образом позволяла почувствовать себя взрослым, быть активным участником строительства нового светлого будущего, в которое мы свято верили, и просто в жизни стать более ответственным за свои поступки. Исключение из комсомола даже для самых отпетых хулиганов было потрясением (несмотря на их показную браваду и внешнее спокойствие, которые они всячески пытались демонстрировать).
Да и шесть орденов на знамени комсомола — они не давались просто так: 1928 год — орден Боевого Красного Знамени (героизм в годы гражданской войны); 1931 год — орден Трудового Красного Знамени (первая трудовая пятилетка); 1945 год — орден Ленина (Великая Отечественная война); 1948 год — орден Ленина (послевоенное строительство); 1956 год — орден Ленина (освоение целины); 1968 год — (великие молодёжные стройки). Каждое время рождало своих героев: Павел Корчагин («Как закалялась сталь»). Н. Островского); Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого); комсомольцы из «Молодой гвардии», Алексей Стаханов, Юрий Гагарин и ещё сотни других героев, на подвигах которых воспитывались поколения молодёжи. Эти ордена — не дань героям-одиночкам, а признание государством и обществом массового героизма поколений молодёжи — боевого и трудового.
Как-то мне мой младший сын попытался возразить: «Фу, комсомол… Это была школа для молодых карьеристов и бюрократов, которые потом вступали в партию и занимали «тёплые местечки». К его удивлению, я с ним… согласился: «Что ж, было и такое, когда некоторые использовали членство в комсомоле как ступень в дальнейшей управленческой карьере. Но, если хорошо подумать, — что тут плохого? Даже самые ярые противники советского прошлого признают, что в СССР существовала стройная система воспитания и подготовки кадров, важным звеном в которой выступал комсомол. Разрушив её, мы, к сожалению, не создали новой, поэтому, наверное, сегодня так тяжело найти опытного руководителя-управленца, и на должности часто приходят случайные люди. В прежние времена, заметив задатки лидера ещё в школе, молодого человека плавно вели по всем ступеням: воспитывали, учили по мере взросления, — растили, как колос из зёрнышка, — ведь воспитать опытного и умелого управленца — дело не одного дня и даже не одного года. Не отсюда ли все наши трудности в экономике?» Сын не находил контраргументов, чтобы вступить со мной в полемику, поэтому молчал. В конце я сказал: «Да и чисто логически: невозможно найти 80 миллионов «тёплых местечек» (столько членов насчитывал комсомол в своих рядах) — согласись…» Хотя, справедливости ради, следует признать, что и в среде комсомола были и бюрократы, и карьеристы, и приспособленцы — идеального в мире нет ничего.
Кто-то может сказать: «Но у нас же есть БРСМ — молодёжная организация, призванная быть преемницей комсомола, продолжателем его славных традиций и дел». Тут я тоже поспорю: «Призванной быть — это не значит «призванной стать». К сожалению, Белорусский республиканский союз молодёжи сегодня уступает комсомолу по всем параметрам (и в масштабе, и в делах). Пополняют его ряды в основном школьники, которым нужен хороший аттестат для поступления в вуз, и они по этой причине не хотят навлечь на себя лишние неприятности от педагогов, которым тоже нужна хорошая статистика в учебно-воспитательной работе. А где рабочая молодёжь? Где студенчество?
Зачастую планомерная и целенаправленная работа в молодёжной среде заменяется всевозможными разовыми акциями: ко Дню пожилых людей, празднику Победы, Дню матери и т.д. Провели акцию, галочку в отчёт поставили — и всё. А студенческие стройотряды: собрали с трудом — и всё, дело сделано, можно отчитываться. Разве не так? А где же дух романтики, где энтузиазм, массовость, где ударные молодёжные стройки по примеру БАМа?
Видеоцентр «Ветковский» по пятницам и субботам стал проводить молодёжные дискотеки (кстати, по просьбам молодёжи, которой нечем заняться в выходные дни). Районный комитет БРСМ тут же вышел с инициативой — снизить на 50% стоимость билета для членов БРСМ. Но встречное предложение — сформировать молодёжную дружину по соблюдению правопорядка во время их проведения, мягко говоря, «не вызвало ответного желания».
Резюмируя всё вышесказанное, следует честно признать: для того, чтобы организация стала настоящим лидером среди молодёжи, надо наполнить её работу живыми, интересными, креативными делами и идеями, которые увлекут молодёжь, будут ей интересны и полезны. И (раз уж мы говорим о дискотеках) в конце позволю себе ещё одну ремарку: вспомните, сколько песен, посвящённых молодёжи и комсомолу, звучало на дискотеках в исполнении известных вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Пламя», «Весёлые ребята», «Лейся песня» и т.д.). Навскидку назову лишь некоторые: «Мой адрес — Советский Союз», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Юность моя», «Мир непрост» и т.д. А теперь, среди сегодняшних «хитов», назовите мне хоть одну, посвящённую молодёжи! Слабо?
Нынешний год — особый: мы отмечаем 100-летие со дня рождения комсомола. Может быть, я излишне идеализирую те годы (хватало и в комсомоле негатива), но меня, как и миллионы моих соотечественников, воспитал комсомол, мы все были участниками и свидетелями его славных дел, и самое главное — в наших сердцах была вера, мы были романтики, нас влекло неизведанное, мы бесстрашно ехали «за туманом и за запахом тайги», а не искали себе льгот и преимуществ. Ведь всё это было, согласитесь…
Г. ПЕТРОВ.