Воспитание ребёнка — святая обязанность каждого родителя. Однако, к сожалению, не каждый родитель с ней справляется. У некоторых это не получается в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Но бывает так, и это — хуже всего, когда дети остаются без внимания и любви близких людей из-за безответственности последних.
На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. Нужно ли такое официальное признание семьи неблагополучной? Стимулирует ли это родителей поменять образ жизни? Об этом наш разговор с социальным педагогом средней школы №1 г. Ветки Алесей Владимировной Дробышевской.
— Сколько на данный момент ваших школьников находятся в социально опасном положении? Как выявляется неблагополучие семей?
— В настоящее время у нас на учёте находятся 7 таких семей, 5 из них являются многодетными. Признание семей неблагополучными начинается с уведомлений, например из милиции, о частых семейных скандалах в этих семьях. Иногда с просьбой о помощи приходят сами дети. По каждому такому заявлению или уведомлению мы начинаем социальное расследование. Вместе с комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних, Центром социального обслуживания собираем межведомственную группу и начинаем проводить обследование условий проживания детей. Если по внешним признакам всё хорошо, но по детям видно, что их что-то тревожит, обязательно к работе в данной семье привлекается психолог — порой ребёнку проще выговориться чужому человеку, чем родителям. Если у взрослых членов семьи есть алкогольная зависимость, то вытекающие из этого проблемы членам комиссии видны сразу.
— Среди неблагополучных семей больше тех, кто попал в неблаговидное положение по своей вине, или же большинство составляют люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию по тем или иным объективным обстоятельствам?
— По-разному, каждый случай индивидуален. У нас в СОП больше многодетных. Чаще всего родители в этих семьях сами из больших семей. Многие полагают, что главная миссия женщины — родить много детей, а далее сыновья и дочери будут расти и следить друг за другом. В таких семьях часто не понимают, что ребёнку нужно воспитание, обучение, внимание, материальные затраты.
А бывают и другие крайние случаи. Например, в благополучной и очень обеспеченной семье, где у детей есть абсолютно всё, родители вкладывают в чадо огромные материальные средства, но недодают простого человеческого внимания. В такой семье ребёнок получает полную свободу действий, привыкает ко вседозволенности и вскоре находит себе не слишком хорошее увлечение, часто совершает правонарушения. Вскоре родители начинают задаваться вопросами: «Что не так? Почему я не справляюсь со своим ребёнком? Я же его полностью обеспечиваю!» А ответ на эти восклицания один: выражая свою любовь через вседозволенность, взрослые потеряли контроль над ребёнком, упустили момент, когда его нужно было воспитывать.
— Алеся Владимировна, постановка детей на учёт как находящихся в социально опасном положении мотивирует ли родителей улучшить свою жизнь?
— Мотивирует тех, кто не всегда ведёт асоциальный или аморальный образ жизни. Бывает, что взрослые запутываются в собственных внутренних страстях и переживаниях, временно забывают о детях, и им требуется толчок для возврата к прежней жизни. Но моя практика показывает, что такая семья — одна из десяти, признанных неблагополучными. В реальности многие, попав в трудную жизненную ситуацию, начинают чаще всего искать спасение в алкоголе. Некоторые повторно попадают в разряд неблагополучных, и с ними работать ещё сложнее.
— Какие именно формы работы вы используете с семьями, состоящими на учёте?
— После признания семьи находящейся в СОП в течение шести месяцев члены межведомственной группы каждую неделю посещают детей на дому. К некоторым нужно чаще ходить. Главная из наших задач на данном этапе — устранить причины, которые привели к проблемам в семье. Дети, которые признаны находящимися в социально опасном положении, вовлекаются во все школьные мероприятия. Не остаются без внимания и родители: с ними работает психолог, проводятся собрания. На таких встречах родителям проще выговориться, а нам — понять причину происходящего. Кроме того, важно, чтобы подопечные понимали, что в решении возникших проблем они не одиноки.
— Если в семье ничего не меняется, что происходит дальше?
— Если родитель не слышит советов социальных работников школы, мы начинаем привлекать другие службы. В первую очередь обращаемся в комиссию по делам несовершеннолетних, при необходимости привлекаем врача-нарколога. И если уж совсем никакие убеждения и доводы до горе-родителей не доходят, мы начинаем борьбу за права детей, их здоровье и благополучие. Самой крайней мерой в такой борьбе является ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних о признании детей нуждающимися в государственной защите. Далее уже суд решает, лишать ли взрослых родительских прав. Мы же комиссионно можем поставить вопрос об отобрании детей из семьи (временно, на шесть месяцев) и поместить ребятишек в социально-педагогический центр. Некоторым это действительно нужно: когда происходит изъятие детей из семьи, взрослые нередко пересматривают свою жизнь, своё отношение к детям. Хотя немало случаев, когда и эта мера не помогает родителям взяться за ум.
— Алеся Владимировна, как родители воспринимают ваше участие в их семейной жизни: как помощь или как наказание?
— Мы со своей стороны оказываем помощь, решая проблему, которая возникла в семье. Но многие действительно считают, что к ним придираются, вмешиваются в их семью, мешают жить. Таким людям сложно объяснить, что мы пришли помочь, а не для того чтобы поругать. У другой части родителей наше внимание к их проблемам вызывает чувство стыда, многие просят, чтобы мы нигде не афишировали их фамилии. Стыдно им не за себя, они переживают, чтобы к ребёнку не было предвзятого отношения со стороны учителей и одноклассников. А некоторым стыдно из-за того, что о них подумают друзья и соседи. Также существует категория людей, которые боятся оказаться в ситуации обязанного лица: до этого они не работали, на ребёнка тратили минимальные средства, а, получив статус обязанного, нужно трудиться и содержать детей.
— Сколько семей в этом году было снято с учёта?
— За девять месяцев текущего года с учёта сняты три семьи. В двух случаях такое решение принято специалистами в связи с улучшением ситуации в семьях, где проблемы удалось искоренить. В третьем случае семья восстановилась после пребывания детей шесть месяцев в приюте. В это время с мамой проводились беседы, каждый месяц мы приглашали её на заседание комиссии, и человек в итоге действительно поменялся. Сейчас женщину заботят успехи детей в школе, она регулярно связывается с классным руководителем. Отобрание дало женщине осознание того, что она мать.
Такие факты воодушевляют и нас. Самое главное в деятельности социальных работников — оказать помощь семье на ранней стадии её неблагополучия, не доводить ситуацию до лишения родительских прав. Ведь биологическая семья для ребёнка является главной ценностью в жизни.
Е. ЧУДУКОВА.