Лучше других историю создания и становления нашего автопарка знает его бывший директор Николай Иванович Швед. Сегодня именно он делится с земляками уникальными фактами и значимыми именами в истории предприятия.
— До 1968 года Ветковщину обслуживал транспорт автобазы №10 г. Добруша, — рассказывает Николай Иванович. — И вот в области приняли решение о создании в качестве самостоятельной хозяственной единицы ветковской автобазы — №18. На строительство гаражей и административных помещений была набрана бригада из 20 жителей деревень Столбун и Колбовка. Автостанция возводилась хозяйственным способоми и была сдана в эксплуатацию в 1972 году. Вскоре в структуре ветковского автопредприятия появились ремонтная база, котельная, буфет, автозаправочная станция. Коллектив водителей постоянно увеличивался, что повлекло строительство для них трёх жилых двухквартирных домов.
Как рассказывает ветеран-транспортник, то время в райцентре грузовых автомобилей не было, поэтому все грузоперевозки возлагались на автобазу №18. Её коллектив обеспечивал ритмичную работу местной ПМК-93, комбината строительных материалов, трёх кирпичных заводов. Из Старого Села осуществлялась вывозка глины, из Ветки в Оршу вывозилась пряжа, а в Гомель — сливочное масло. Плюс ко всему именно водители автобазы занимались доставкой почты по всему району.
После аварии на ЧАЭС с автобазы за год уволился 101 работник. Руководству предприятия в крайне непростой обстановке приходилось решать производственные и кадровые вопросы: набирать водителей и ремонтных рабочих без квалификационной категории.
Николай Иванович Швед отмечает, что наибольшую практическую помощь в деле по удержанию на предприятии работников оказал председатель райисполкома Василий Николаевич Воинов. Ежемесячно через сельпо специалистам автобазы выделялись телевизоры, холодильники, мебель, а райисполком распределял нуждающимся освобождающиеся дома. Таким образом в постчернобыльские годы восстановилась и численность коллектива, и ритмичная работа предприятия.
Но если чернобыльской катастрофе сломать ветковскую автобазу так и не удалось, то развал СССР чуть не привёл её к краху. Из-за невостребованности грузовых перевозок начали распадаться крупные автокомбинаты и автобазы области. Чтобы выживать в непростых экономических условиях ветковчане открыли участок по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей. Эти нетрадиционные виды услуг ежемесячно формировали более трети фонда заработной платы коллектива.
— Но экономические и социальные трудности лишь превращали коллектив в дружную, сплочённую семью, — рассказывает Николай Иванович. — С огромнейшим уважением я вспоминаю ветеранов труда автобазы №18, которые всю свою трудовую деятельность посвятили отрасли и предприятию. Это главный инженер Владимир Иванович Якубович, бухгалтеры Наталья Ивановна Шараева и Антонина Дмитриевна Котова, председатель профкома Раиса Андреевна Полякова, кассир Александра Петровна Жук, начальник автостанции Антонина Никоноровна Громыко, экономист Нина Владимировна Якубович, водители автобусов Иван Павлович Файкин, Александр Федосович Стеблич, водители грузовых автомобилей Григорий Фёдорович Сайков, Николай Кузьмич Лысенко, Николай Викторович Тимошенко, слесарь по ремонту и техобслуживанию подвижного состава Алексей Петрович Суглоб и начальник участка по ремонту легковых автомобилей Александр Григорьевич Глазунов.
Кстати, огромным уважением в коллективе до сих пор пользуется сам Николай Иванович Швед — отличник транспорта, обладатель Почётной грамоты Совета Министров БССР, кавалер ордена «Знак Почёта».
Татьяна МАНЕКИНА.