Любой, кто говорит хоть что-нибудь, вносит всплеск в равновесие…
Более всего ответственен тот, кто бросает в историю камни…
А из всех нас, играющих с духом народным, ответственнее всех — поэт!..
На встрече ветковчан со столичными поэтами в районной библиотеке в начале ноября минувшего года выступала и талантливый поэт, ведущий научный сотрудник Ветковского музея Лариса Романова. Вот здесь и разгорелась история. Было сказано всерьёз и вслух, что “дакладна вядома, што… у стараабрадцаў на Веткаўшчыне аж да сярэдзіны XIX стагоддзя… існаваў звычай адвозіць састарэлых бацькоў у лес і пакідаць паміраць”. Приводилась фотокопия страницы текста из сборника белорусского этнографа Е.Р. Романова, случайно обнаруженная поэтом и ведущим научным сотрудником, очевидно, на столе своего коллеги. После прошедшего мероприятия и статьи в районной газете (от 18.11.2015) сотрудников музея стали останавливать на улице ветковчане и спрашивать об этом чудовищном обычае.
Я, выросшая в семье старообрядцев, в Ветке, знала не понаслышке о непререкаемом авторитете старшего поколения в семье, но никогда не слышала от своих дедов о ТАКОМ. Не читала об упомянутом обычае и в исторических источниках, хотя всю жизнь посвятила изучению традиционной культуры. А потому была обескуражена!
Но всё, что случается с нами, — знаково. Оно требует более профессионального погружения в историю и в мифологию. Мы узнаём заново хорошо известное, и оно переворачивает наши представления, превращая банальные знания в открытие своей истории или самих себя. Предприняв усилия по выяснению обстоятельств, приведших к заключению о существовании названного обычая конкретно на Ветке, смею предложить читателю то, что удалось узнать…
Евдоким Романович Романов, знаменитый этнограф конца XIX — начала XX в., бывал и в Ветке (как говорили тогда — “на Ветке”). В 1891 г. в Вильно, кстати, на бумаге добрушской фабрики князя Паскевича, о чём упоминает в благодарности сам учёный, он издаёт “Белорусский сборник, выпуск 4”. Выпуск называется “Космогонические и культурные сказки”. Культурные сказки — сказки о происхождении культурных ценностей. Таков, например, миф о Прометее, принёсшем людям огонь.
В сборнике Романова под номерами 40, 41 и 42 приводится сказка о том, как отменили обычай убивать стариков-родителей (именно с этой страницы — фото, спровоцировавшее доверчивого поэта, который, не видя обложки и других страниц книги, поспешил с выводом об эффектной страшилке).
Записи сказки произведены в Вылевской волости Гомельского уезда, в Корме и в Сенненской волости (теперешней Витебской области). Однако Романов знал, что мотив этот известен по всему миру и относится к числу “бродячих сюжетов”. Поэтому и поместил в раздел “Культурные сказки”.
Тема убийства стариков и уничтожения этого обычая как следствие проявления мудрости старых людей явилась объектом широко распространённого сказочного сюжета. Так, в указателе сюжетов сказок Аарне-Томпсона мы находим следующее. “Мудрость спрятанного старика спасает королевство: во время голода приказывают убивать всех стариков, один человек прячет своего отца; когда всё идёт плохо у молодых правителей, старик выходит и помогает своими мудрыми советами”. Данная тема распространена у многих народов — эстонцев, литовцев, шведов, ирландцев, французов, испанцев, итальянцев, румын, словенцев, сербов, русских, белорусов, украинцев, турок, таджиков, индусов, китайцев. Это предание есть и у аборигенов Австралии, и у индейцев Америки. И всюду его рассказывают как бывший на самом деле в старину обычай, правда, относя чаще всего к далёкому прошлому, дальней стране, к чужой конфессии, к другому народу. Устная передача в течение многих веков определила и начало рассказа: “Когда мне было 12 годов, мой дед рассказывал мне, а ему — его дед, пращур…”
Существуют известия древних авторов о соответствующих легендах и преданиях, бытовавших в Древнем Риме, в античной Греции, а также на “варварской” периферии. Однако ни древние историки, ни более поздние этнографы не смогли зарегистрировать убиения или обречения на гибель стариков как обычая даже у наиболее примитивных народов. Впрочем, убийство родственников, случаи людоедства в пору экстремальных условий возможны были и в самой просвещённой Европе ХХ века: вспомните гражданские войны, борьбу за власть, голод во время блокад. Но всё это не имеет отношения к ОБЫЧАЮ.
И снова заглянем в историю.
О нравственно тяжёлом обычае убивать стариков и об его уже происшедшей, причём в старину, отмене, рассказывают по всему свету последние две с половиной тысячи лет. Основной причиной отмены называется опыт и мудрость стариков, спасающие молодых и всё общество в случае встречи со смертельной опасностью или неурожаем. Здесь и содержится тайный ответ, когда обычай мог существовать, и когда отменился. Он мог теоретически быть в пору первобытных кочевых орд, когда дети, больные и старики не выдерживали непрерывного движения вслед за стадами диких животных. Сегодня считают, что с появлением земледелия и патриархальной семьи, с возникновением культа предков, авторитет стариков получает непререкаемый характер.
Земледелие известно с 7000 лет до н.э., а на территории Ветковского района — с эпохи неолита. Уже 7000 лет назад на землях современного Ветковского района люди вручную возделывали землю и выращивали хлеб. Керамика того периода, которую мы находим по берегам Сожа, полна знаков зёрен, посева, произрастания — земледельческая революция на Ветковщине уже свершилась!
В 3-м тысячелетии до н.э. в Посожье поселились наши предки — индоевропейцы (по названию вы видите, что они предки всех европейцев и тех, кто когда-то ушёл в Индию). На левом берегу Сожа, напротив современных Юрковичей, в урочище Стрелица в 60-е годы прошлого века был раскопан один из крупнейших могильников культуры, которую называют среднеднепровской. В могилах — оружие, посуда, украшения — всё для загробной жизни. Медь в могилах происходит с Кавказа и Закарпатья. Есть балтийский, египетское и сирийское стекло. Скелеты похороненных посыпаны красной охрой — в знак грядущего возрождения. То есть почитание жившими в Стрелице своих умерших, культ предков — налицо.
Ветковские курганы радимичей, письменные свидетельства о которых приходятся на период с 885 по 1169 год, также демонстрируют культ предков. Покойников сжигали, веря в переселение душ на небо. Позже — уже хоронили, но в память о прежнем обряде — жгли большой очистительный костёр-кольцо в основании кургана. Более 200 таких курганов застал Евдоким Романов, этнограф “культурных сказок”, на рубеже 19 и 20 веков выше Светиловичей, в урочище Чемерня.
Далее в нашей истории наступила эпоха письменности, и в почтении к предкам нет сомнения. Правда, есть сомнение у представителей нашей собственной современности, но этому есть объяснение…
…Дело в том, что каждый человек на своём опыте переживает глубинные основы формирования социального сознания. Как внутри материнского чрева мы проходим через стадии рыбы — зверя — человека, так и в психологии мы проходим через архетипы (универсальные врождённые психические структуры, несущие в себе свойства всего человечества как некоего целого). И тут, вот уже несколько тысяч лет, мы испытываем освобождение высшего сознания: прощаем противостояние друг другу ради любви и преемственности, ради радости родителей за нас, победителей себя и мира, ради нашей благодарности им, родившим, воспитавшим, гордящимся за нас!
Я знаю, как искренне Лариса Романова любит своих пожилых родителей, стремясь всякий час в деревню: вырваться и помочь им. Я, прожив подобный опыт, всегда иду навстречу всем таким заложникам чести. И… понимаю происхождение пословицы: “Ради красного словца не пожалеет и отца!”
Галина НЕЧАЕВА, директор Ветковского музея, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. P.S. На фото: Рукописный старообрядческий сборник “Поучение, како подобает детям чтити родителя своя”. Ветка. XIX век. “…Сия есть заповедь первая и великая, да любиши отца своего и матерь, да благо тебе будет, и будеши долголетен на земли, иже бо чтет родителя своя (старинная форма, современное: обоих родителей своих. — Прим.), и слушает повеления ею (их), сей очистит грехи своя и от бога прославится…”