Экологическим проблемам по всему миру уделяется особое внимание. Люди сбились со счёта предрекаемых глобальных катастроф: парниковый эффект, увеличение количества озоновых дыр, остановка течения Гольфстрим, глобальное потепление или, наоборот, новый ледниковый период. Вместе со вселенскими катастрофами, которые могут повлиять на экологию планеты, существует великое множество локальных катастроф, которые покрывают незначительную в планетарных масштабах площадь. На Ветковщине после чернобыльской катастрофы экология района на особом счету. Однако известно, что наибольший вред природе и окружающему миру наносят не внешние катаклизмы, а сам человек. Об экологическом состоянии Ветковского района хорошо знают в районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. В беседе с главным государственным инспектором Александром Погарцевым мы обсудили некоторые направления экологического развития нашего района.

— В последнее время в республике особое внимание уделяется раздельному сбору и переработке твёрдых бытовых отходов. Как подобная работа налажена в районе?

— В 2013 году была разработана и утверждена решением исполкома районная карта-схема размещения всех мини-полигонов и полигона в городе Ветке. Кроме этого, был определён примерный график вывоза ТБО с 67 сельских населённых пунктов, города Ветки, 34 садово-огороднических товариществ, 4 гаражных кооперативов и более 37 остановочных пунктов, расположенных на территории нашего района. В идеале все эти отходы должны проходить через контейнеры для раздельного сбора отходов. Это касается не только города, но и села. За схему расположения контейнеров и сбор отходов отвечает КЖУП “Ветковское”. Затем все отходы должны отвозить на доработку на сортировочный пункт, который до 2013 года располагался в Тарасовке в мехмастерской Ветковского агросервиса. Однако такое местоположение сортировочного пункта создавало некоторые неудобства коммунальным службам, поэтому в минувшем году было принято решение о демонтаже сортировочной станции и переносе её на полигон ТБО в городе Ветке. Сейчас ведётся монтаж станции. Ожидается, что к концу года она будет введена в эксплуатацию.

— Получается, что сейчас уровень переработки вторичных ресурсов в районе находится на низком уровне?

— Скажем так, уровень не достаточно высокий. В соответствии с утверждённой программой по наведению порядка на земле необходимо извлекать 32-34% вторичных материальных ресурсов из общего числа коммунальных отходов. Мы сегодня имеем лишь 16,8 процента. И эта цифра получается за счёт сбора вторичных материальных ресурсов у населения района через пункты сбора вторичного сырья, и сбора ВМР у предприятий. Коммунальная служба с этим вопросом отстаёт в связи со слабой организацией. Как таковой сортировки в районе сейчас нет. Поэтому разрабатываются мероприятия, направленные на организацию раздельного сбора ТБО не только в городе, но и в сельских населённых пунктах.

— Каждый год разрабатываются всё новые и новые мероприятия, которые преследуют одну цель — уменьшить количество мусора на планете и извлечь из вторичного сырья максимальную пользу. Есть ли у нас положительная динамика в этом направлении?

— Динамика, естественно, есть. Но она не достаточно прогрессивная. Например, в 2012 году в районе извлекали и повторно использовали лишь 15% отходов. К 2014 году, как я отмечал выше, эта цифра выросла незначительно и составила 16,8 процента. Если бы работа КЖУП “Ветковское” была более отлаженной, то цифры могли бы быть несколько выше. К сожалению, нередко встречаются факты, когда мусорная машина собирает тщательно разделённые отходы горожанами в один “котёл”. О каком тогда раздельном сборе вторичных ресурсов может идти речь? Техники у коммунальников достаточно. Необходимо лишь грамотно подойти к разработке графика раздельного сбора ТБО. На это обратил внимание на недавнем профильном совещании и Александр Григорьевич Лукашенко. Он отметил, что система сбора и переработки вторичного сырья в Беларуси работает неэффективно. Жители страны и организации каждый год выбрасывают почти 4 миллиона тонн бумаги, стекла и пластика, которые при грамотном подходе могут возвращаться в оборот, экономя при этом бюджет государства.

— Александр Михайлович, а как быть с вывозом ТБО на селе? Будут ли там собирать отходы раздельно?

— Мы уже сейчас работаем над программами организации раздельного сбора твёрдых бытовых отходов в сельской местности. Пока в районе работает график общего сбора отходов. Он практически всегда выдерживается. Но, как говорится, есть свои сложности. Многие сельчане, к сожалению, не видят необходимости заключения договоров на централизованный вывоз бытовых отходов. Поэтому работа сельсоветов совместно с представителями коммунальной службы должна быть направлена на увеличение количества заключённых договоров на вывоз мусора. Эта работа в районе проводится не на должном уровне. Хотя определённые сдвиги, конечно, есть. Лучше всего в этом направлении поработал председатель Хальчанского сельсовета Валерий Жолудев, увеличив количество заключённых договоров с 27% в 2012 году до 87,3% в текущем. Положительная динамика наблюдается в Радужском, Шерстинском, Приснянском, Даниловичском сельсоветах. Здесь процент заключения договоров выше 70. Северная зона района, к сожалению, такими результатами похвастаться не может. В Малонемковском, Неглюбском и Столбунском сельских Советах ситуация осталась прежней. А вот в Светиловичском сельсовете люди расторгают договора с коммунальниками. Если в прошлом году централизованным вывозом ТБО здесь было охвачено 89% населения, то в 2013-м лишь 72 процента. Ещё более плачевная ситуация в Великонемковском и Яновском сельсоветах, где количество заключённых договоров ещё в прошлом году было сведено к нулю.

— Если мусоросортировочная станция у нас не функционирует, то где в таком случае захораниваются отходы, которые забирают у населения?

— Все отходы отвозят на мини-полигоны для захоронения ТБО рядом с сельскими населёнными пунктами и на полигон ТБО в Ветке. На 1 января 2014 года в районе было 19 мини-полигонов и один полигон в Ветке. В соответствии с решением по наведению порядка на земле мы идём к минимализации (закрытию) мини-полигонов. Так, в текущем году планируется закрытие ещё четырёх таких мест. — Оставшиеся мини-полигоны находятся в надлежащих санитарных условиях или нарушения всё же имеют место? — Вопросов по мини-полигонам у нас много. Все без исключения данные объекты содержатся в ненадлежащем санитарном состоянии. Причин тому великое множество. На содержание мини-полигонов необходимы средства. Раньше, когда районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды имела свою смету расходов, мы могли выделить некоторую сумму на содержание мини-полигонов. Сегодня такой возможности нет. Все “экологические” деньги находятся на едином республиканском счёте охраны природы. На содержание мини-полигонов деньги выделяются централизованно из республиканского бюджета. Но выплаты эти небольшие. Поэтому, как говорят в коммунхозе, их не хватает. Наша служба постоянно отслеживает состояние полигонов. В 2013 году административные меры наказания применялись как к физическим, так и к юридическим лицам. Трижды в минувшем году и уже один раз в текущем за захоронение вторичных материальных ресурсов и содержание полигонов привлекалось к ответственности КЖУП “Ветковское”.

— Можно ли выделить в районе образцовый полигон?

— Полигон требует ежедневной работы. Если места сбора и хранения бытовых отходов приводятся в порядок лишь время от времени, то хорошего результата достичь не удастся. Поэтому выделить какой-либо один сложно, нет в нашем районе полигонов в хорошем состоянии. Везде есть нарушения, причём одни и те же.

— Третий год на Ветковщине ведутся более чем активные работы по благоустройству населённых пунктов. Очень часто на пути рабочих встают деревья и кустарники, которые подлежат вырубке. Выдаются ли на такие работы специальные разрешения?

— Районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды не занимается выдачей разрешений на вырубку деревьев. Мы лишь согласовываем решения и постановления, вынесенные райисполкомом. Как правило, вырубка деревьев и кустарников осуществляется в весенний и осенний периоды. КЖУП “Ветковское” совместно с главным архитектором собирают заявления от физических и юридических лиц на снос деревьев, после чего специальная группа делает объезд и принимает решения о сносе по каждому отдельно взятому дереву. Зависят они и от вида дерева, и от его состояния. Например, клён ясенелистный, или американский, верба относятся к регулируемым растениям. Это значит, что они являются так называемой сорной растительностью, которую можно сносить без каких-либо разрешений. Клён широколистный, липу, дуб и другие виды ценных пород, напротив, запрещено сносить. Решением исполкома вырубка этих видов допускается лишь в тех случаях, когда деревья находятся в аварийном состоянии и угрожают безопасности людей. Для вырубки берёзы и тополя также необходимо получить разрешение исполкома, согласованное с нашей службой.

— Бывают ли случаи самовольной вырубки деревьев?

— Такие случаи единичны. Однако в 2013 году у нас был прецедент. Житель деревни Столбун без разрешения снёс 20 тополей и берёз, которые росли вдоль его домовладения. Сельчанин понёс административное наказание: штраф в размере 2000000 рублей.

— В разных районах Беларуси говорят о распространении борщевика Сосновского, который из силосной культуры перерос в сорную растительность. Заражена ли ветковская земля этим растением?

— К сожалению, этот сорняк встречается и у нас. Зафиксировано 13 очагов произрастания на общей площади 2,2 га. Они располагаются в Даниловичском, Шерстинском сельсоветах, а также в Ветковском спецлесхозе. В рамках программы по наведению порядка на земле мы контролируем качество выполнения государственной программы по ликвидации борщевика. В июне 2013 года на территории Шерстинской мехмастерской УП “Искра-Ветка” был зафиксирован факт непринятия мер по ликвидации сорняка. В результате на руководителя хозяйства наложили штраф в размере 20 базовых величин.

— По территории района протекают две достаточно крупные реки — Сож и Беседь. Есть ли сельскохозяйственные объекты или предприятия, которые угрожают этим водным артериям?

— Раньше в нашем районе действительно было много объектов, находящихся в водоохранной зоне. Это создавало угрозу загрязнения поверхностных вод. В настоящее время таких объектов нет. Все они либо вынесены за пределы водоохранной зоны, либо прекратили своё действие. Одним из последних водоохранную зону покинуло животноводческое помещение УП “Искра-Ветка”. Оно давно не действует, а потому не загрязняет окружающую среду. Сейчас оно подлежит сносу. Есть ещё объект, который непосредственно примыкает к водоохранной зоне, — животноводческий комплекс ОАО “Хальч”. Он также практически прекратил свою работу: весь скот переведён в новое помещение. Опасность для окружающей среды представляет лишь полигон радиоактивных токсических отходов, который находится в деревне Юрковичи. Он также располагается в водоохранной зоне. Главная его опасность — в период половодья река размывает землю, в которой хранятся радиоактивные отходы. Впоследствии они попадают в реку. Могильник находится на балансе гомельского РУП “Полесье”. Письма, которые отправлялись и в РУП “Полесье”, и в Гомельский облисполком, и в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, остаются пока без ответа.

— Говоря об экологической обстановке в районе, нельзя не упомянуть тот факт, что все хозяйства, чтобы достичь высокой урожайности, прибегают к использованию минеральных удобрений. Чтобы они приносили лишь пользу, их необходимо правильно хранить. Всё ли в порядке с этим в сельском хозяйстве?

— Хранение минеральных удобрений — это ещё одна проблема. Нарушения встречаются сплошь и рядом. Общими усилиями мы привели в более или менее надлежащий вид места хранения минеральных удобрений в хозяйствах. Они находятся в удовлетворительном состоянии. Сейчас минеральные удобрения хранятся на площадках с твёрдым покрытием под навесами. Из-за халатности специалистов и руководителей хозяйств в 2013 году выявлено несколько случаев хранения минеральных удобрений на открытых площадках. Заинтересовалась этим и прокуратура. В результате руководителям и главным агрономам ОСП “Конный завод №59”, КСУП “Немки” и КСУП “Столбунский” вынесены постановления по административному взысканию, а также выписаны предписания на устранение нарушений.
Анна КОДОЛОВА.

Comments (0)
Add Comment