Детство романтиков


Бывают стечения обстоятельств, которые определяют события наперёд, даже если никто из участников не заметил этого сразу… Так произошло и в середине 2009 года. Тогда в новое здание филиала Ветковского музея в Гомеле (он размещён на территории дворцово-паркового ансамбля, в историческом особняке, бывшем “Шахматном клубе”) пришла пожилая женщина — Инесса Владимировна Ширковская. Пришла и принесла с собой старое вышитое панно, которое хранила с 1941 года.
Сама же вышивка попала к ней не случайно. Десятилетней девочкой в начале войны Инесса Владимировна подошла после бомбёжки к расположенному в Залинейном районе детскому саду железнодорожников. Там, среди разбитых кирпичей, обнаружила вышитую картину, которая раньше висела на стене в этом садике. А попала она туда после того, как не была отобрана в качестве подарка Иосифу Виссарионовичу Сталину, хотя и готовилась именно как подарок. Может быть, сюжет был слишком “детский”. Зато подарок получил “образцовый” детский сад. И теперь вызывал восхищение малышей и пробуждал в них мечту. Дело в том, что на панно была изображена детская железная дорога, которая была в Гомеле до войны в районе теперешнего стадиона “Локомотив”. С настоящими небольшими паровозами, которые водили мальчишки-пионеры, с вагонами, где ездила детвора, и со станциями “Счастливая” и “Радостная”. На этом панно всё было вышито тоже по-настоящему: и край лесополосы, и рельсы, и депо, и станции (те самые — “Радостная” и “Счастливая”). Вышитые дети в пионерских галстуках шли в кассу, другие занимались в спортивном городке и качались на качелях. Там были и фонтан, и клумбы, и плакаты, и скульптура пионера с планером Странным образом слегка вылинявшая за семь десятков лет картина приобрела чудесные свойства: она стала волшебным средством перенесения в другую жизнь — и теперь уже не только в другом веке но и в другом тысячелетии. Хотелось бесконечно рассматривать ожившие фигурки и погружаться в её пространство, будто оказываясь в прошлом. Потом, после войны, сама детская железная дорога была перевезена в Минск.
И теперь о ней почти никто не помнил — даже несколько поколений новых железнодорожников.
Вот этот случай и определил содержание проекта, с которым сотрудники Ветковского музея обратились к разным организациям и пожилым людям, к их потомкам.
Вдруг стало пронзительно ясно, что в предвоенные годы, наполненные предчувствием войны, несмотря на трагичность времени, выросло поколение романтиков и патриотов, затем выигравшее величайшую войну, что война вырвала годы детства и что в послевоенные трудные и часто голодные лета отзвуками войны наполнялось детство детей героев, что оптимизм и романтика этого времени воспитали новое поколение — тех, кто полетел в космос и на полюс, кто танцевал твист и работал на великих стройках. Дети стали закалёнными личностями, лишь поэтому был развенчан культ одной-единственной личности.
А ещё стало ясно, что вечные книги и высокие мечты, наконец, вневременное обаяние и волшебство детства объединяют всех нас. Ибо в каждом живёт ребёнок, устремлённый в будущее!
Так родился замысел выставки. Её решили назвать “по порядку”: “Подарок Сталину” и детская культура Гомеля пред- и послевоенных лет”. И провести в том же месте, куда Инесса Владимировна принесла свою “машинку времени”. Вернее, “вышивку времени”, где иголка сшила не только наши, соседние, но разные эпохи.
Ветковский музей народного творчества, Гомельский дворцово-парковый ансамбль и Гомельское отделение Белорусской железной дороги решили вспомнить о детстве — своих дедов и отцов. Чтобы внуки и правнуки пришли вместе с ними: что же ещё, если не культура, объединяет наши души?
Галина НЕЧАЕВА, директор Ветковского музея народного творчества.<
На фото: горнист Петя Червин играет подъём в пионерском лагере Клёнки, 1962 год (из архива Ветковского музея).

Comments (0)
Add Comment