Современное развитие экономической ситуации в стране и мире вызывает постоянную необходимость информирования граждан о важных вопросах отправления хозяйственного правосудия. Потому руководителям предприятий и организаций Ветковщины будет интересно интервью с председателем хозяйственного суда Гомельской области Николаем Анатольевичем Данченко.
— Николай Анатольевич, в современных экономических условиях небезынтересно обратиться к результатам работы хозяйственного суда. Может быть, вы подскажете некоторые пути преодоления определённых финансовых трудностей?
— Прошедший год был одним из напряжённых в работе хозяйственного суда. Число дел, рассматриваемых хозяйственным судом, из года в год увеличивается, а в нынешнем году прогнозируется значительный прирост количества споров в суде.
В 2008 году хозяйственным судом Гомельской области в порядке приказного производства рассмотрено 658 дел и в порядке искового производства — 5850 дел: в основном это споры по расчётам за продукцию, работы, услуги. При этом хозяйственным судом постановлено ко взысканию более 344 млрд. рублей.
В настоящее время наиболее остро стоят вопросы экономии денежных средств субъектов хозяйствования. Поэтому во избежание неоправданных потерь, связанных с разрешением споров в хозяйственном суде, субъектам следует обращаться в хозяйственный суд за взысканием задолженности в порядке приказного производства, а при рассмотрении судом гражданско-правовых дел в исковом производстве — использовать процедуру посредничества. Кроме того, рекомендую субъектам хозяйствования при рассмотрении споров о взыскании неустойки (пеня, штраф) чаще заявлять ходатайства суду об уменьшении подлежащей взысканию неустойки. Всё это поможет лицам, участвующим в деле, сэкономить значительные денежные средства.
— Какие преимущества у приказного производства перед исковым?
— Приказное производство — это упрощённая процедура взыскания задолженности в случае её бесспорности, т. е. когда должник долг не оспаривает, но в силу каких-то обстоятельств не уплачивает его в добровольном порядке. Одни из главных его преимуществ — это, во-первых, много меньший размер госпошлины, уплачиваемой при обращении в хозяйственный суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке приказного производства, нежели чем при обращении с исковым заявлением: максимальный размер госпошлины в приказном производстве составляет 175 тыс. руб.; во-вторых, наикратчайший срок рассмотрения дела: определение о судебном приказе выносится в срок не более 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства; в-третьих, дело в порядке приказного производства в отличие от искового рассматривается без вызова сторон в суд, что предотвращает несение обеими сторонами и таких затрат, как транспортные и командировочные расходы.
Таким образом, наличие письменных доказательств, подтверждающих признание должником долга (например, акта сверки расчётов, письмо должника), позволяет наиболее удобно и выгодно взыскать задолженность.
— А что собой представляет процедура посредничества и чем она установлена?
— Глава 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривает урегулирование спора в порядке посредничества, которое производится посредником. Посредником может быть должностное лицо хозяйственного суда, обладающее необходимой квалификацией. Посредники назначаются хозяйственным судом с согласия сторон в течение 10 дней со дня поступления в суд искового заявления. В хозяйственном суде Гомельской области назначено 5 посредников. В результате достижения соглашения и урегулирования спора в порядке посредничества между сторонами заключается мировое соглашение, и производство по делу прекращается.
Собственно институт посредничества появился не так давно, однако уже успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Главным его преимуществом является возврат истцу 50% уплаченной им государственной пошлины.
Кроме того, урегулирование спора с участием посредника даёт возможность сохранить между сторонами доверительное отношение и продолжить деловое сотрудничество; переговоры назначаются в удобное для сторон время; урегулирование спора возможно после первых переговоров, в сроки меньшие, чем судебное разбирательство дела; влечёт минимальные расходы: услуга посредника сторонами не оплачивается; проходит в форме посредничества “за круглым столом”, стороны могут общаться напрямую друг с другом; возможность индивидуальной беседы с посредником, что исключено при судебном разбирательстве; конфиденциальность сведений, которые стали известны посреднику в ходе урегулирования спора; выработка сторонами наиболее приемлемого варианта урегулирования спора путём заключения соглашения.
— Николай Анатольевич, скажите, а как быть той стороне, которая не согласна с решением, вынесенным хозяйственным судом?
— Сторона вправе обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящие судебные инстанции. Истец или ответчик в течение 15 дней после принятия постановления, оплатив госпошлину, вправе подать в апелляционную инстанцию хозяйственного суда Гомельской области апелляционную жалобу с указанием доводов, по которым он считает принятое постановление подлежащим отмене. Форма и содержание жалобы должна соответствовать требованиям ХПК РБ. В случае же несогласия с постановлением апелляционной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления можно подать кассационную жалобу в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
— Как часто хозяйственный суд рассматривает дела с участием граждан и какие?
— В исковом производстве хозяйственный суд довольно часто рассматривает дела с участием граждан — индивидуальных предпринимателей. Примерно в каждом пятом деле в суде стороной в споре выступают индивидуальные предприниматели. Это различные категории споров, но чаще ГУГО споры о взыскании задолженности по договорам поставки, оказания услуг, выполнения работ и по договорам аренды. К индивидуальным предпринимателям также предъявляются требования о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей. Обычные граждане крайне редко выступают стороной в деле — в основном это споры, вытекающие из учредительства коммерческих организаций.
Что касается дел об административных правонарушениях, то такие дела в большинстве случаев рассматриваются в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей, и их достаточно много.
— Расскажите, пожалуйста, об этих делах подробнее.
— Дела об административных правонарушениях рассматриваются по материалам, направленным уполномоченными государственными органами. В основном такие материалы поступают от районных налоговых инспекций. Самым распространённым административным правонарушением, совершаемым гражданами, проживающими в различных районах нашей области, является осуществление незаконной предпринимательской деятельности; за что законом предусматривается ответственность в виде наложения штрафа с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности. В основном граждане, привлечённые судом к административной ответственности за данное правонарушение, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, с целью получения доходов осуществляли заготовку (хранение, транспортировку) лома чёрных металлов, занимались розничной торговлей различными товарами (игрушками, петардами, фруктами, ягодами и т. д.) на рынках и около них, на перронах вокзалов и в прочих местах, производили перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Надо сказать, что суд вправе освободить правонарушителя от административной ответственности, в том числе при малозначительности совершённого правонарушения. И такие случаи нередки в судебной практике.