Григорий Казимиров: герой, которого считали без вести пропавшим
В Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны обратились студенты Московского авиационного института. При изучении документов Центрального архива Минобороны РФ они установили имена некоторых участников Берлинской операции, которые погибли на территории Германии, но не были внесены в список захороненных.
С весны 1945 года уроженец деревни Старое Село Ветковского района Григорий Фадеевич Казимиров считался на родине без вести пропавшим. В книге «Память. Ветковский район» рядом с именем земляка также стоят сухие строки «числится пропавшим без вести». Но российские студенты, участники поискового проекта «Солдатские обелиски», установили боевой путь солдата, место его захоронения и добились того, что в 2017 году имена ветковчанина и его боевых товарищей были занесены на мемориальные плиты советского военного кладбища в г. Лебус (ФРГ). Сейчас разыскиваются родственники солдата. Из архивных докуменитов известно, что провожал его на фронт 30 декабря 1943 года отец Фадей Тарасович. Его родных просят обратиться в обособленную группу военного комиссариата Добрушского и Ветковского районов по телефону 8(02330) 4-25-31.
Юрий Антоненко, методист по охране историко-культурного наследия и увековечения памяти жертв войн Ветковского центра культуры и народного творчества, уже осуществил проверку и сбор сведений о рядовом Григории Казимирове, которые доступны на информационном портале «Память народа». Оцифрованные копии архивных документов Министерства обороны Российской Федерации он предоствил в редакцию. Из них практически ничего не известно о семье солдата, но практически всё о его фронтовой жизни. Итак…
Григорий Фадеевич Казимиров родился в 1924 году в Старом Селе. Русский, член ВЛКСМ. Так как в июне 1941-го юноше было лишь 17 лет, в армию он не попал и до осени 1943 года проживал на оккупированных фашистами территориях. 22 ноября 1943 г. советские войска прорвали вражескую оборону на западе от Старого Села, а также на юго-востоке от Пыхани и с северной стороны от Даниловичей. Этим завершилась операция по освобождению Ветковского района от немецко-фашистских захватчиков. Среди воинских частей и подразделений, которые изгоняли фашистов с нашей земли, был 101-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии. В её состав и был призван Григорий Казимиров.
Дивизия освобождала Гомель и Буда-Кошелёво, земли Жлобинского и Калинковичского районов. Вела бои за Украину, принимала участие в Люблин-Брестской и Варшавско-Познанской операциях. 14 февраля 1945 года приказом №03/H по 101-му стрелковому полку 4-й стрелковой Бежицкой дивизии 69-й армии рядовой автоматчик Григорий Казимиров был награждён медалью «За отвагу». Как сказано в приказе — «за то, что в боях на подступах к гор. Франкфурт на Одере 6.02.45 г. при захвате вражеского аэродрома проявил отвагу и мужество и, пробравшись в расположение противника, сжёг склад с боеприпасами гитлеровцев».
С началом Берлинской стратегической операции 4-я стрелковая дивизия перешла в наступление и 25 апреля вышла к предместьям Берлина. На бумаге этот путь более чем в тысячу километров описан в несколько строк, на карте он занимает десяток сантиметров, но в годы Великой Отечественной войны каждый метр продвижения подразделения был полит солдатской кровью. Например, с 10 по 30 апреля 1945 года дивизия потеряла убитыми и ранеными 1103 человека.
В одном из боёв 5 марта погиб и наш земляк.
До этого дня, согласно журналу боевых действий, 4-я стрелковая дивизия находилась на западной стороне реки Одер около населённого пункта Клессин. Боевая задача: прочно оборонять полосу, вести инженерные работы. 5 марта началась тяжёлая атака на Клессен. Эта деревенька, расположенная недалеко от польской границы, оказалась одним из важнейших рубежей обороны гитлеровцев в сражении за Зееловские высоты. Разгром фашистов на данном направлении позволял советским войскам нанести сокрушающий удар по группировке вермахта, прикрывавшей Берлин с востока, развить наступление на германскую столицу с последующим штурмом города и выходом наших войск к реке Эльба.
Бои велись ожесточённые. Удары немецкой артиллерии были столь мощными, что порой братской могилой для наших солдат становилась плащ-палатка — от попадания снарядов тела разрывало в клочья и разбрасывало по округе. Погибших хоронили недалеко от места гибели. Кого — под холмом, кого, как стрелка Казимирова, — у отдельного дома на западной стороне дамбы в 2 км севернее г. Лебус. В апреле тело бойца было перенесено в братскую могилу в самом Лебусе.
24 апреля 1945 года красноармеец Казимиров Г.Ф. был посмертно награждён орденом Отечественной войны ІІ степени. В представлении к награде командир 101-го стрелкового полка полковник А. Чуркин писал: «Товарищ Казимиров в штурмовых боях за овладение “барским домом” в районе местечка Клессен Бранденбургской провинции показал себя смелым и мужественным воином. Своим личным примером отваги и бесстрашия, увлекал других бойцов на штурм “барского дома”. Поднявшись в атаку, одним из первых достиг дома. Забрасывая амбразуру ручными гранатами, ворвался в дом и в рукопашной схватке уничтожил до пяти гитлеровцев. При повторном штурме, смело идя вперёд, достиг вражеского дота, забросал амбразуру гранатами, но и сам при этом пал смертью храбрых».
На советском воинском кладбище в немецком городе Лебус находятся три братские могилы. И хотя в них покоятся около 4500 солдат, известны имена лишь 1831. Более чем через семь десятков лет на одной из плит здесь начертали и имя уроженца Ветковщины Григория Фадеевича Казимирова. А рядом, на центральном памятнике мемориала, выполнена надпись на русском языке «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей советской Родины». Эти же слова звучат и в сердцах благодарных земляков.
Н. ЮРЧЕНКО.