Тема недели: «Перед нами стоит задача встряхнуть вузы»

Какие главные проблемы в системе высшего образования необходимо решить в ближайшее время, чему учить в вузах, почему без науки не может быть качества и как бороться с фейками и дезинформацией. Об этом глава государства Александр Лукашенко вёл разговор на встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.

Весьма важная сфера

Благодаря твёрдой политической воле главы государства в Беларуси в своё время не повелись на сомнительные реформы, сохранили лучшие традиции высшей школы, интеллектуальный потенциал нации, преемственность классического образования. Недаром к нам едут сегодня за знаниями молодые люди из разных стран мира. Но сейчас важно сделать следующий шаг, чтобы не отстать от жизни.

«Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Вы люди умные, учёные со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, — Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь», — сказал Президент.

Александр Лукашенко убеждён, что сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы — всё, чем они занимаются: «Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить…»

Пять главных проблем

Глава государства назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования.

Первая — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. «Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране», — предупредил Александр Лукашенко. Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки. «Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства», — подчеркнул белорусский лидер.

Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, — стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.

Третья проблема: молодёжь не слишком охотно идёт в науку и преподавание. То, что профессорско-преподавательский состав белорусских вузов за последние пару десятков лет значительно помолодел, — это факт. Но хотелось бы в этой сфере ещё больше, по-хорошему, свежей крови. Технологии нынче развиваются стремительно, и порой молодые их подхватывают гораздо быстрее маститых учёных. Они нужны на кафедрах, их явно мало.

Ещё одна важная тема — связь образования и политики. «Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даёте профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несёте ответственность за сохранение суверенитета страны».

Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодёжью: «Махровейший бюрократизм! Всё для отцепки: и молодёжные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!»

Наша молодёжь должна учиться в Беларуси

С учётом того, сколько сделано в стране для развития сферы высшего образования, государство вправе ожидать от молодых людей встречного движения. Права выбора, конечно, никто не отменял, но мы уже видели, чему могут научить зарубежные станции промывки мозгов, иначе их не назовёшь.

«Сразу хочу сказать: 1 сентября ректоры вузов должны вместе со своими коллективами принять необходимые решения. Как результат — качественные выпускники и отсутствие всякого бегства за пределы страны. Ваши выпускники должны чётко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно… Наша молодёжь должна учиться и работать здесь», — чётко сформулировал задачу Президент.

«Надо не формально»

Александр Лукашенко рассказал, как видит работу БРСМ и других молодёжных объединений. По мнению Президента, в работе с молодёжью важен не формальный подход, а реальные интересные мероприятия. При этом каждая организация должна заниматься своим делом, не дублируя функции других.

«Как говорят: «Ну, не каждый должен быть в БРСМ». Не каждый там будет, естественно. Не хочет и прочее. Но бороться БРСМ должен за каждого. Но не просто прийти там, сказку какую-то рассказать или затащить силой, а своими мероприятиями. Нормальными, неформальными. Не только для того, чтобы в телевизоре посмотрел Президент или ещё кто-то. Надо не формально», — подчеркнул белорусский лидер.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.