Воспитывает школа патриотов
На современном этапе, когда динамично развиваются все сферы жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Как оно реализовано в учреждениях образования Ветковщины, обсудили на районном семинаре.
В его работе приняла участие идеологическая вертикаль области и района, а также учителя истории и руководители по военно-патриотическому воспитанию.
Как справедливо заметила заместитель председателя райисполкома Наталья Дорошевич, государство делает всё возможное для того, чтобы молодые люди раскрывали свои таланты и воплощали в жизнь мечты. Заботятся государство, общество и о том, чтобы юное поколение искренне любило свою страну. Во многом это происходит путём формирования гордости за историческое прошлое Беларуси, героическое прошлое дедов. Начальник отдела идеологической работы райисполкома Леонид Здунюк перечислил отдельные направления этой работы: чествование ветеранов Великой Отечественной войны, организация Дней памяти, посещение выставок, в том числе посвящённых геноциду белорусского народа. Но в каждом учреждении образования есть свои уникальные приёмы и методы, как воспитать из школьников настоящих патриотов.
В гимназии, к примеру, обратились к формированию коллективной исторической памяти, чтобы каждый учащийся осознавал свою ответственность за предотвращение распространения идей нацизма. Например, учащиеся гимназии занимаются изучением политики геноцида белорусского народа в период фашистской оккупации Беларуси (в частности, на территории Ветковского и Светиловичского районов). Научно-исследовательская работа по этой теме отмечена дипломом II степени на областной конференции «Поиск». Подробнее об этом рассказал учитель истории Михаил Коновалов.
Он обратил внимание, что учащиеся серьёзно и обстоятельно исследовали свидетельства о фактах геноцида: письма, архивные документы, видеозаписи с рассказами очевидцев. Но главным достоянием педагог назвал создание интерактивной карты Ветковского района — кликнув на сельский Совет, можно ознакомиться со всеми доступными документами Чрезвычайной государственной комиссии (картами, заявлениями, донесениями, протоколами) о расследовании зверств фашистов на нашей территории. Это приложение можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, а также на факультативе по Великой Отечественной войне, подчеркнул практическую значимость исследования учитель.
В Хальчанской базовой школе основой гражданско-патриотического воспитания является краеведческая работа. Особое внимание уделяется истории родной деревни.
— В учреждении образования работает кружок «Спадчына». Учащимися собран богатый исторический материал, на основе которого уже разработан краеведческий маршрут по достопримечательностям Хальча, написаны исследовательские работы о семейных родоводах, традициях предков, Великой Отечественной войне, её героях, — сконцентрировала внимание учитель истории Елена Литвинова, которая много лет вдохновляет школьников изучать малую родину и гордиться её историей и земляками.
В Старосельской средней школе работа участников объединения по интересам «Поисковики-исследователи» по сбору информации об истории деревни в 40-е годы ХХ века вылилась в участие во Всебелорусской молодёжной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства». Об этом рассказала руководитель объединения Оксана Романенко. По словам педагога, ребята под руководством её коллег Натальи Сулик и Юлии Куляко успешно прошли три этапа экспедиции и готовятся к заключительной части.
Не менее показателен опыт средней школы №1 г. Ветки им. А.А. Громыко по гражданско-патриотическому воспитанию. С одной стороны, в учреждении созданы пионерская дружина с крепкими традициями и первичная организация БРСМ, а с другой — народный музей боевой и трудовой славы. Именно там, по мнению руководителя музея Марии Худяковой, дети получают бесценный опыт работы с первоисточниками, архивами, музейными экспонатами, учатся самостоятельно перерабатывать информацию, чтобы затем делиться ею во время экскурсий. Насколько успешны школьники в этой работе, участники семинара убедились лично — дети провели обзорную экскурсию по музею и рассказали об истории района и своей школе через биографии известных земляков.
Подводя итоги семинара, представитель комитета идеологической работы и по делам молодёжи облисполкома Максим Фролов отметил фундаментальный подход школы к организации гражданско-патриотического воспитания в современных условиях. Вместе с этим он нацелил педагогов, да и всю идеологическую вертикаль района, в работе с молодёжью ориентироваться на государственную повестку, чтобы не только взрослые, но и школьники понимали, какие значимые этапы проживает страна.
А. САРКИСЯН.