Прошлое — дорога в будущее
В Норвегии вот уже 80 лет отмечаются две памятные даты: 8 мая — День освобождения Норвегии от нацизма и 25 октября — День освобождения Восточного Финнмарка страны с центром в заполярном городе Киркенес. И, конечно, без гостей не обходится. Оно и понятно, праздники принято делить с друзьями: посидеть за одним столом, вспомнить события тех далёких лет, предложить тост за дружбу, проверенную десятилетиями, в знак благодарности за обретение свободы от фашистской скверны в годы лихолетья.
Давайте вспомним историю и мы, не углубляясь в мельчайшие её подробности. Операция вермахта по захвату Норвегии началась 9 апреля 1940 года и завершилась 10 июня полной оккупацией королевства. Затем на протяжении 5 лет норвежцы проживали в рейхскомиссариате «Норвегия» под управлением профашистского правительства во главе с марионеткой Видкуном Квислингом. Этот режим просуществовал вплоть до лета 1944-го, когда советские войска успешно провели Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, по итогам которой к концу октября самая северная часть Норвегии была освобождена от нацистов. Оценивать историю с точки зрения норвежцев не будем, но раз спустя восемь десятилетий это событие не забыто благодарным северным народом, значит, советские солдаты свои жизни отдали не напрасно.
Логично предположить, что почётные места за праздничным столом приготовлены потомкам героев-освободителей — россиянам. Увы, вопреки здравому смыслу официальные круги Норвегии решили на 80-летие освобождения Восточного Финнмарка в будущем году Россию не приглашать. А вот Украину — обязательно. Некий Ханс-Якоб Бёно, глава областного совета провинции Эст-Финнмарк, объяснил, почему: «Таким образом мы выразили нашу благодарность украинским солдатам, пролившим кровь за освобождение Восточного Финнмарка, их потомкам и их родине Украине».
Не считаю уместным промолчать, пытаясь проглотить циничное, чудовищное по своей аморальности заявление. Как разделить состав дивизий советской армии-освободительницы по национальному признаку? Как разделить по национальности тысячи сложивших свои головы советских солдат? Как теперь читать табличку на монументе советскому солдату, открытому в 1952 году на главной площади имени Руаля Амундсена города Киркенеса? А написано там на двух языках, русском и норвежском, следующее: «Отважным советским солдатам в память об освобождении города Киркенес. 1944 г.».
Представить, как на почётное гостевое место самодовольно усядется господин Зеленский, не могу. И не хочу. Как не могу представить себе обязательную церемонию возложения цветов к «Русскому монументу» (так простые норвежцы прозвали монумент — символ освобождения города) без представительства России. Неужели старшее поколение норвежцев не передало в наследие молодой европейской Норвегии хотя бы немного генетической честности к исторической правде, не говоря уже об элементарной благодарности советским солдатам: русским, украинцам, белорусам, азербайджанцам, грузинам, армянам, бурятам и многим-многим другим…
Празднование освобождения Норвегии на наших глазах перерождается в празднование сиюминутной политической конъюнктуры. Но почему-то верится, что Эст-Финнмарк — это далеко не вся Норвегия, не весь северный мужественный сосед, хорошо помнящий и уважающий свою историю. И он явно не намерен невзначай вернуться в рейхскомиссариат «Норвегия».
Иван ГОРЕЛИКОВ.