Добрососедство: это не про Польшу!
Уже в понедельник Литва, Латвия и Польша сядут за стол переговоров, чтобы на уровне глав МВД рассмотреть возможность коллективного решения о полном закрытии границы с Беларусью. Об этом ещё в середине месяца заявила министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте. Союзники во времена СССР и недавние друзья на постсоветской политической карте изо всех сил пытаются отгородиться от Беларуси и белорусов: вопреки логике, здравому смыслу, законам добрососедства и интересам своих граждан.
За последнее время пропускная способность границы со стороны западных соседей заметно сократилась. Так, на польско-белорусской границе открыт всего один автомобильный переход, а также железнодорожные грузовые. Пассажирское железнодорожное движение между государствами отсутствует со времён ковида (с 2019 года). С прошлой пятницы приостановлена работа двух из шести пунктов пограничного контроля на литовско-белорусской границе. Кабинет министров Латвии объявил о введении с 11 августа на полгода усиленного режима пограничной службы на административных территориях районов, граничащих с Беларусью.
К чему это привело? Во-первых, к колоссальным очередям на границе и к серьёзным ограничениям, в первую очередь, для своих же граждан. При этом в Беларуси продолжает действовать безвизовый въезд для граждан Литвы, Латвии и Польши, утверждённый в прошлом году. За это время нашу страну посетило более 370 тысяч граждан Евросоюза (из них граждане Литвы — более 70 процентов, Латвии — около 20 процентов, Польши — 10 процентов). Граждане сопредельных государств продолжают ездить к нам: за покупками, в гости к родственникам, в путешествия — и нести в свои страны позитивные впечатления о Беларуси, её государственном строе и житейском укладе. Но эти данные противоречат официальной повестке, распространяемой в западных СМИ. Неувязочка получается. И чтобы оградить людей от «неправильной» реальности, их проще сюда не пускать, установив «железный занавес».
Главный аналитик Польской торговой палаты Пётр Сорочинский признаёт, что Польша в случае закрытия границ с Беларусью понесёт огромные затраты. Как бы ни противился Евросоюз, но наша страна остаётся транзитным государством, связывающим торговыми путями, в первую очередь, Европу и Китай. Закрытие грузовых перевозок грозит подрывом доверия к Западу со стороны всего Востока. По подсчётам польского Центра восточных исследований, уже введённые Варшавой ограничения в отношении Беларуси привели к потере Польшей транзита грузов, стоимость которых в прошлом году составила около миллиарда долларов.
Однако не будем злорадствовать. Лучше порадуемся за нашу экономику, которая вопреки санкционному давлению находит новые возможности. Так, ещё весной вице-премьер Николай Снопков заявил, что, несмотря на первоначальные оценки эффекта санкционного удара для экономики на уровне -20%, фактически ВВП сократился в 2022 году на 4,7 процента. Польских предпринимателей заменили компании из Турции, России и Казахстана. Товарооборот продолжает увеличиваться за счёт заключения новых соглашений о сотрудничестве между отечественными предприятиями и российскими и китайскими партнёрами.
Главное, чтобы закрытие границ ещё больше не развязало руки латвийским и литовским пограничникам. Об их зверском отношении к беженцам, которые через Литву, Латвию и Польшу пытаются добраться до европейских стран, известно каждому. ОНТ снял целый фильм — журналисты собрали реальные истории выживших беженцев об издевательствах литовских силовиков. Однако выживают не все. На уходящей неделе в Верхнедвинском районе Витебской области на границе с Латвией обнаружен труп молодого мужчины. Белорусские пограничники в очередной раз увидели, что из себя представляет прибалтийская «усиленная охрана» границы.
А из-за чего, спрашивается, начался весь сыр-бор? А всё из-за того, что белорусская армия взяла у инструкторов ЧВК «Вагнер» несколько уроков по ведению боя с учётом активного применения беспилотной авиации. При этом Польша сосредоточила у своих границ многотысячную армию, а страны Балтии без конца проводят учения пограничной службы, армии, а также других структур. Боятся? Страх в политике — плохой советчик.
Николай ЮРЧЕНКО.