Позади — крутой поворот

Я был свидетелем последних масштабных мотогонок, что проходили в Ветке в конце прошлого века. Помню те соревнования во многих деталях. А всё потому, что зрелище по-настоящему впечатлило. В провинциальный белорусский городок приехали спортсмены из России, Прибалтики и чуть ли не всей Беларуси, а на них пришли посмотреть сотни ветковчан. Разинув от восторга рот, наблюдал за всем происходящим и я.

За пару десятилетий бывал в этом месте не раз. И с каждым новым визитом наблюдал, как трасса зарастает травой, а трамплины выветриваются и превращаются в холмики. Вскоре время слизало с земной поверхности последние приметы того, что здесь проходили мотогонки, стояли клубы дыма, совершались невероятные прыжки, а воздух был наполнен запахом адреналина.

Но в минувшем году в судьбе ветковской трассы произошёл крутой поворот — её начали восстанавливать. И хотя сразу было понятно, что осуществление этой идеи является достаточно затратным, районные власти и спортивная общественность оказались солидарны и единодушны: современная трасса для мотокросса, единственная на территории Гомельской области, в Ветке обязана быть и принимать гостей и зрителей.

Реализация амбициозного проекта началась столь стремительно и масштабно, что привлекла внимание не только местных жителей, но и областной и республиканской прессы. В популярной в стране «Народной газете» осенью прошлого года был опубликован яркий и содержательный репортаж, в котором детально рассказывалось о том, как в возрождение мототрассы включились районные власти, местные энтузиасты и мотогонщики Гомельской области.

«К нам обратился заместитель председателя Ветковского райисполкома и сообщил, что есть замысел возродить трассу, и попросил высказать наши предложения на этот счёт», — рассказывал корреспонденту руководитель Гомельского отделения мотоклуба «Ночные волки» Павел Канин.

Первым этапом стало открытие мотосекции в Ветковском центре творчества детей и молодёжи. Для этого закупили четыре мотоцикла, набрали желающих заниматься техническим видом спорта, и два года назад кружок открылся. Далее приступили к обустройству специальной трассы.

Люди не жалели времени, сил и денег на то, чтобы мечта осуществилась. Газета рассказала, что ветковчанин и гонщик Максим Поляков буквально жил на этой стройке: после работы и по выходным ровнял территорию, возил песок. Его вклад был не только физическим, но и материальным — сумма личных денежных средств, потраченных на общее дело, перевалила за 15 тысяч рублей.

Мужчина сидит за рулём мотоцикла с детства. «Теперь каждые выходные я с детьми провожу здесь, сам езжу и ребят своих учу, сюда же на тренировки приезжают мотогонщики, дети из кружка по мотокроссу приходят. Жизнь начинает кипеть!» — с радостью и энтузиазмом поделился Максим.

Кстати, на прошедших 29 июля соревнованиях ветковчанин показал, что эти тренировки для него зря не прошли. В одной из дисциплин, объединивших взрослых и опытных спортсменов, он занял первое место. Когда Максим Поляков взбирался на высшую ступень пьедестала почёта (а она действительно была высокой, ибо располагалась более, чем в метре над землёй), гул аплодисментов был максимальным. Ликовали все: друзья по увлечению и соперники по трассе, соседи и знакомые, ветковчане и гости города.

При этом важно отметить, что победа каждому из спортсменов далась в Ветке совсем не просто. В конкурентной борьбе участвовали около семи десятков мотогонщиков, которые приехали в город на берегу Сожа из Минска и Гродно, Могилёва и Гомеля, Орши, Пинска, Лиды, Ошмян, Несвижа, Молодечно, Слуцка, Барановичей, Бобруйска, Ивацевичей, Иваново и Рогачёва. Серьёзную команду выставил город Ступино Московской области. И это участие в заездах спортсменов из Российской Федерации придало соревнованиям статус международных.

К моменту открытия соревнований на территории старого городского пляжа собрались сотни зрителей. В подборке фотографий к статье мы специально разместили групповой снимок, на котором видно, что берег усеян людьми. Это те, кто занимался мотокроссом, родственники и друзья гонщиков, просто поклонники данного вида спорта. Для их удобства ТУП «Гомельский центральный рынок» разместил две торговые точки, КЖУП «Ветковское» создал необходимые санитарно-бытовые условия, а отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи совместно с отделом образования, спорта и туризма подготовил концертную и музыкально-сопроводительную программы, пригласил ремесленников и оформил выставку неглюбских рушников.

На высоком речном берегу разместилась сцена, под сводом которой состоялось сначала открытие соревнований, а затем и вручение наград победителям. Слова приветствия спортсменам и зрителям прозвучали от заместителя председателя районного исполнительного комитета Андрея Харыбина и председателя комитета мотокросса Татьяны Кадоркиной. Они пожелали зрителям ярких впечатлений от увлекательного действа на трассе, а спортсменам — побед и заездов без падений и травм.

Почему именно таким было пожелание главного судьи соревнований, стало ясно после первого же старта гонщиков. Хотя сначала соревновались самые юные на самых слабых мотоциклах (с движком объёмом 65 кубических сантиметров), скорость и длина полётов в процессе преодоления трамплинов, виражей и опасных подъёмов, показали, что мотокросс — спорт опасный и не для слабонервных. Я вырастил сына, с детства прививал у него любовь к технике и обучал навыкам вождения. Правда, автомобиля… При этом даже осознание того, что юные гонщики на ветковской трассе тоже проходят отцовскую школу и управляют железным конём практически с детсада, не позволяло мне смотреть без страха на то, как десятилетние пацаны в буквальном смысле слова перелетают трамплин высотой в 3 и протяжённостью в 25 метров. А теперь представьте (если вы не были зрителем на прошедших соревнованиях), как проходит это самое масштабное препятствие и восемь других трамплинов взрослый спортсмен на мотоцикле с объёмом двигателя 425 «кубиков»… При этом стороннему наблюдателю остаётся только гадать, сколько опасностей и рискованных моментов таят в себе все 1520 метров трассы.

С небольшим перерывом практически пять часов гонщики один за другим устремлялись на покорение извилистой грунтовой дороги. Глаз не успевал следить за сменой стартов и финишей, количеством пройденных спортсменами кругов. Велико было и количество награждённых — по пять призёров в девяти номинациях. Самым младшим из спортсменов призы подготовил отдел образования, спорта и туризма Ветковского райисполкома. Из рук заместителя главы района Андрея Харыбина Благодарственное письмо райисполкома также получил активист мотодвижения на Ветковщине Владимир Плавдис.

Организаторами соревнований выступили Ветковский райисполком и общественное объединение «Белорусская федерация мотоциклетных видов спорта». Активную помощь в организации спортивного праздника оказали члены гомельского мотоклуба «Ночные волки» и их товарищи из ветковского клуба «Старый рокер». Профессионалы отметили: ветковская трасса — единственная такого уровня в области и она достойна ежегодно принимать важные старты.

Н. ЮРЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.