Генпрокуратура выявила более 24 тыс. имён погибших в годы ВОВ граждан, которые не были увековечены
Генеральная прокуратура выявила нарушения законодательства в сфере увековечения памяти о погибших мирных жителях в годы Великой Отечественной войны.
Об этом в ведомстве проинформировали Совет Министров, сообщили БЕЛТА в управлении взаимодействия со СМИ и редакционной деятельности Генпрокуратуры.
В ведомстве напомнили, что в Беларуси остаются неизвестными имена 75% убитых и захороненных в годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем, по оценке прокуроров, исполкомы не проводили на местах полноценную работу по идентификации жертв геноцида с использованием архивных источников. В частности, не были назначены ответственные должностные лица за это. Как следствие — архивно-исследовательская работа была бессистемной и факультативной.
Генеральная прокуратура установила много архивных источников с персональными данными погибших и местами их захоронения. А местные исполнительные и распорядительные органы не использовали их — имена погибших в учетные документы захоронений и банки данных «Книга Памяти» не вносили, на надмогильные сооружения их не наносили. Так, прокуратурой выявлено более 24 тыс. имен мирных граждан, которые не были увековечены.
«Примечательно, что оказались не задействованными архивные учреждения. Между тем их использование позволило бы повысить эффективность работы в сфере увековечения памяти о погибших. При этом не было обеспечено функционирование в должной мере республиканского банка данных «Книга Памяти Республики Беларусь» — в нем отсутствовали схемы расположения и фотоснимки захоронений, которые позволили бы произвести их поиск на местности», — рассказали в ведомстве. Также прокуроры выявили нарушения при ведении «Книги Памяти» и в деятельности районных исполкомов.
В ведомстве указали на недочеты по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный оборот культурных ценностей, которые находятся за пределами республики. Акцент — на возврат культурных ценностей периода Великой Отечественной войны в Беларусь. «Только недавно сформирован общий перечень культурных ценностей, вывезенных в военные годы. При этом не в полной мере проведен анализ международно-правовых средств для возврата таких ценностей и проблем их реализации применительно к каждому иностранному государству», — резюмировали в Генпрокуратуре.