Красота не знает границ
Пора весеннего цветения деревьев приходит к своему завершению, уступая место необходимости одеться в летнюю сочную листву. Но было бы несправедливо не отметить кричащее своей красотой цветение экзотического для наших краёв дерева — яблони Недзвецкого.
Деревья эти встречаются в наших скверах и садах не так часто, но уж если встретятся на пути — никого не оставит равнодушным — глаз прохожего обязательно зафиксируется на этом чуде. А история покорения европейских ландшафтов этим сортом яблони сколь проста, столь и поучительна.
В ХІХ веке русский биолог, исследователь и краевед Владислав Ефимович Недзвецкий во время путешествия по Китаю, в окрестностях Кашгара, увидел целые пурпурные заросли этой дикой яблони, надо полагать, во всей красе цветения. Ошеломлённый увиденным, биолог твёрдо решил удивить китайской экзотикой соотечественников-россиян. Довёз и передал учёному Георгу Дитцу, обрусевшему немцу, плоды этого растения. Знал Недзвецкий знаменитую немецкую добросовестность и порядочность. И не ошибся: Дитцу хватило терпения выпестовать из семечек плодов и вырастить первые саженцы, дать их подробное описание и внести в реестр под названием «яблоня Недзвецкого» (по имени первооткрывателя).
Так и началось триумфальное шествие яблони по улицам, скверам и паркам Европы. Эту цветущую для души пурпурную яблоню можно увидеть и в Ветке, и в гомельском парке, и у учебного биологического корпуса университета имени Скорины по улице Советской.
Спросите, а что здесь поучительного? Так здесь налицо пример воздержания в еде (не съел в долгом пути ранетки путешественник Недзвецкий и в результате увековечил свою фамилию). Немецкий же биолог показал всем пример скромности и благородства, давая название экзоту, хотя благодаря именно его кропотливому труду дерево могли бы знать как «яблоня Дитца». Но мы с вами вполне удовлетворяемся безумной красотой цветения китайского приживальца без излишних копаний в истоках красочных многочисленных ликов Природы.
Иван ГОРЕЛИКОВ.