Корней нет, а растёт, цветков нет, а цветёт
Этих представителей растительного мира можно встретить везде: на скалах, камнях, бетоне, асфальте, шифере и железном листовом покрытии домов. Не говоря уже о лесных угодьях. Речь идёт о мхах, умудряющихся прекрасно себя чувствовать практически в любых условиях. Изображать из себя этакого замшелого бриолога, пожалуй, не стоит (бриология — наука о мхах). А наших общих знакомых упомянуть — почему бы и нет?
Самый-самый повсеместно распространённый — мох Шребера. Как-то неудавшийся медик Иоганн Шребер плюнул на профильный диплом и подался в ботаники. Недолго думая, вышел в дальний уголок сада, ковырнул носком башмака лоскут мха, да и назвал его своим именем. В конце восемнадцатого века такие номера проходили «на раз». Простолюдины особо не спорили — Шребера так Шребера — и продолжали конопатить щели бревенчатых срубов этим видом мха.
Особое отношение у белорусов вызывает сфагнум болотный. Уникальное растение — губка («сфагнос», с греч. — губка). Способен поглотить воды в 20 раз больше собственной массы (аптечная гигроскопичная вата в 4 раза уступает сфагнуму в этом «соревновании»).
Сфагнум — «партизанский» антисептик, прекрасный адсорбент влаги, да просто природная увлажняющая салфетка. В годы Великой Отечественной белорусские партизаны при лечении ран использовали этот мох как перевязочные средства. Он и растёт, кстати, словно повторяя места боевой партизанской славы народа: ближе к болотам, на бочажинах и понижениях в труднодоступных лесных чащах.
Олений мох (ягель) — однозначно «засланный казачок» в стройные ряды мхов. Не мох это вовсе, а лишайник. Имейте в виду, не путайте.
А у мхов есть досадное ботаническое общее: отсутствие цветков, корней и проводящей системы. Почему так? А бриолог его знает! Только весна и на самый мрачный мох чудесным образом влияет: гляньте на фото, как празднично и свежо выглядят.
Напоследок — пара житейских советов. Далеко не факт, что мох на стволе дерева укажет вам направление на север (как бы не вспоминать потом в лесной чаще телефон службы спасения). А если кто использует не совсем печатный фразеологизм, знайте: длина самого длинного из всех мхов — сфагнума — достигает максимум 15 см, и, следовательно, стоять по колено во мху ни у кого не получится.
Иван ГОРЕЛИКОВ.