Задание национальной важности
Память о том, как школьный учитель из Ветковского района Иван Марьянков участвовал в освобождении Западной Белоруссии, бережно хранят его потомки
Вхождение части белорусских земель по итогам Рижского мирного договора в 1921 году в состав Польши привело к разрыву родственных связей: кто-то из семьи остался жить в Советском Союзе, а кто-то оказался за границей. Но в сентябре 1939-го эта несправедливость была исправлена.
Это был праздник
1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу и разгромила её войска. Советское правительство не могло допустить, чтобы западные белорусы остались без защиты. Было срочно отдано распоряжение Главному командованию Красной армии перейти польскую границу. В освобождении Западной Белоруссии участвовал и Иван Михайлович Марьянков, ветеран Великой Отечественной войны, по профессии школьный учитель.
Он родился на хуторе Аксёновка Обидовичского сельсовета Быховского района 12 ноября 1919 года. В большой крестьянской семье был шестым ребёнком. Несмотря на то, что на хуторе всегда много работы и детей к труду приобщали рано, он с малых лет хотел учиться, получить хорошее образование. Родители его поддерживали. В 1934 году Иван окончил семилетнюю школу, а в 1937-м — Рогачёвский педагогический техникум. Его распределили работать учителем начальных классов в деревню Светиловичи одноимённого района.
Но в июне 1939 года Светиловичским районным военкоматом Иван был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной армии. А в сентябре в составе воинского подразделения уже вошёл в Брест.
Иван Михайлович умер в январе 1984 года. Однако рассказы отца об освобождении Западной Белоруссии хорошо запомнила его дочь Галина Поляченко, которая живёт в Быхове:
— Папа рассказывал, что западные белорусы красноармейцев ждали. И встречали их как воинов-освободителей. Плакали от радости, дарили цветы. Местные жители расспрашивали о жизни в Советском Союзе, с удовольствием читали советские газеты. Они постоянно общались с красноармейцами, задавали им множество вопросов о жизни в СССР. У отца, узнав, что он учитель, спрашивали о белорусских школах — в частности, какие предметы детишки изучают.
Прокормить себя было тяжело
В Западной Белоруссии вся земля принадлежала помещикам, в основном польского происхождения. Белорусы если и имели наделы, то мизерные. Это вынуждало крестьян ехать на заработки в страны Европы и Америку. А также правдами и неправдами перебираться в Советский Союз.
Западным белорусам не давали развивать свою культуру, в 1938 году на территории Польши закрылась последняя белорусская школа. До 1925-го в соседней стране за независимость белорусов сражались партизанские отряды, но силы оказались неравными. И в дальнейшем наше национальное движение в Польше жестоко подавлялось.
Воссоединился белорусский народ, воссоединились отдельные семьи. Но и после этого радостного события бойцы Красной армии оставались на освобождённой территории. В мире было неспокойно, они готовились защищать родину.
Жизнь западных белорусов менялась на глазах. Землю отобрали у помещиков и распределили между крестьянами, радости которых не было предела. Возвращались домой местные жители, прежде уехавшие на заработки. Люди строили планы на будущее, обрабатывали свои наделы. В городах и сёлах постоянно ощущалась атмосфера праздника.
Подразделение, в котором служил Иван Марьянков, первое время квартировало в маленьком городке в недавно освобождённой Западной Белоруссии. Служба была мирной, местное население доброжелательным и благодарным.
В это время молодой солдат постигал азы военного дела, особенно нравилось ему заниматься разного рода техникой. Когда предложили поучиться на специалиста телефонных станций, согласился с удовольствием. Наука давалась легко, и уже через пару месяцев рядовой Марьянков стал отличным телефонистом. Он также принимал участие в боевых действиях на границе с Финляндией.
В начале июня 1940 года пришёл час демобилизации. Вернувшись в родные края, Иван вновь стал учителем в Светиловичах.
В школе растят патриотов
Так получилось, что, демобилизовавшись из армии, Иван был снят с воинского учёта по месту прохождения службы и в суете мирной жизни так и не успел посетить военкомат по месту жительства. А 22 июня началась Великая Отечественная война…
«Неучтённому» солдату некуда было деваться, фронт отступал вглубь родной территории, и поспеть за ним было уже невозможно. Иван Михайлович стал активным участником Светиловичского подполья. А после нескольких удачных операций, когда на хвосте уже сидели враги, вынужден был уйти к партизанам. В партизанском отряде Марьянков воевал с осени 1943 года, на его счету не один уничтоженный враг.
В ходе Гомельско-Речицкой операции 324-я стрелковая дивизия освободила Светиловичский район, и партизана, специалиста по связи, вновь призвали в регулярную армию. Воевал он в артиллерийском полку. В июне 1944 года участвовал в освобождении родного Быховского района, был удостоен знака «Отличный телефонист» и награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Также он освобождал Польшу, в одном из боёв был тяжело ранен.
Уже окрепшим после лечения в полевом госпитале вернулся на передовую, участвовал в Восточно-Прусской операции, штурме Кёнигсберга.
Закончив войну на побережье залива Фришес-Хафф, в декабре 1945 года рядовой Марьянков был уволен из Красной армии в запас. Имел многочисленные боевые награды.
После войны занялся тем, к чему всю жизнь стремился, — вновь стал учительствовать. Работал преподавателем начальных классов и заведующим начальной школы в деревне Лагодово Ямницкого сельсовета Быховского района Могилёвской области, затем учителем математики в деревне Ямное в семилетней школе, обучал детишек азам военной подготовки в Краснобелорусской средней школе. В 1978 году вышел на заслуженный отдых. Но и на пенсии занимался военно-патриотической работой в школах района, активно участвовал в Совете ветеранов Быховского района.
Добрая память
У фронтовика было множество самых разнообразных увлечений: хорошо играл на мандолине и обучал музыке всех желающих. Вместе с другом и коллегой-учителем ветераном Великой Отечественной войны Трофимом Трофимовичем Ващенко заложил питомник, где занимался садоводством, выращивал плодово-ягодные культуры. Он также был пчеловодом-любителем, завёл несколько пасек.
В семейном альбоме потомков фронтовика бережно хранятся его фотографии. На одной из них, датированной 1938 годом, Иван Марьянков запечатлён с чернильной ручкой. Рядом, по всей видимости, его коллеги-учителя. Другая сделана в 1940-м, в то время, когда Иван служил на территории освобождённой Западной Белоруссии, учился на телефониста.
Несмотря на то, что на жизнь фронтовика выпало множество испытаний, первый год службы в армии он вспоминал часто, рассказывал об этом периоде жизни и своей семье, и ученикам в школе. Это понятно: на его глазах произошло объединение белорусских земель и он сам в этом принимал активное участие. И главное, видел, что этого события западные белорусы давно ждали, они были искренне рады воинам-освободителям.
И. МЕНДЕЛЕВА.