Гигин о независимости и Дне Независимости
Вы никогда не задавались вопросом, зачем нужны государственные праздники? Уж точно не для того, чтобы добавить еще один выходной. Хотя и это приятно. Подобные торжества — точки сбора нации. И в этом плане 3 июля для нас, белорусов, день знаковый. Это свидетельство того, во что мы верим, чему присягаем, что защищаем.
Вокруг самого термина «независимость» сейчас много различных суждений и споров. В современном мире сам факт провозглашения независимости еще не означает ее обретение на практике. Часто это просто декларация. А уж совмещать независимость и суверенитет вовсе проблематично. Ведь это не только желание, а право и возможность защищать национальные интересы, права и свободы своих граждан на собственной территории. Государств, которые могут похвастаться подобным статусом, подлинным, реальным, доказанным и воплощенным в жизнь, не так уж и много. Республика Беларусь, безусловно, относится к их числу.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Сегодня у нас самый главный, святой и светлый праздник. Его также надо держать в руках и отстаивать. Ни в коем случае нельзя растворить этот праздник в разного рода заявлениях и предложениях о том, что не тогда празднуем, надо в другое время и так далее. С этого начинается уничтожение любой идеи. Это наш праздник, всенародно признанный, признанный на референдуме. Это светлый праздник, ценный праздник для нашего народа — День Независимости.
В ходе выступления на церемонии возложения венков в мемориальном комплексе «Курган Славы», 3 июля 2021 года.
Особый пример
Ситуация с Днем Независимости в Беларуси особая. Большинство постсоветских государств отмечают свой схожий праздник, приурочив его к декларированию независимости от СССР или России. Даже сама Российская Федерация в качестве собственного Дня России избрала 12 июня. Именно в этот день в 1990 году Верховный Совет РСФСР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете.
Тогда Ельцин только‑только возглавил российский парламент и вел ожесточенную борьбу со своим главным оппонентом — Горбачевым. Для него республиканский суверенитет был всего лишь одним из инструментов этой борьбы. Борьбы, в которой сгорела наша общая большая страна. Поэтому дата 12 июня в качестве праздничной принималась долго и непросто. Многие относились к ней как к «ельцинскому празднику». Со всеми вытекающими. Пожалуй, только в 2022‑м на фоне захлестнувшей западный мир русофобии российские граждане сплотились и стали воспринимать День России как действительно общенациональный праздник.
У нас, в Беларуси, своя традиция. В советское время союзные республики имели собственные полуофициальные праздничные дни. Таковым долгое время было 11 июля — дата, приуроченная к освобождению Минска от польских оккупантов в 1920 году. В ее честь называли улицы, проводили официальные мероприятия.
Скажем, в 1921‑м именно 11 июля состоялось торжественное заседание в здании городского театра, посвященное предстоящему открытию Белорусского государственного университета. В 1939 году на смену пришло 17 сентября — дата начала Освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию. Этот праздник стал главным для БССР вплоть до 1950‑х. События Великой Отечественной войны несколько оттенили в сознании людей происходившее до 22 июня 1941 года.
Уже в наши дни мы восстановили историческую справедливость и придали 17 сентября статус общенародного праздника — Дня народного единства.
Символ освобождения
И все же почему именно 3 июля? Ведь вся Беларусь была освобождена только 28 июля, когда наши войска овладели Брестом. Это связано с восприятием людей. В годы партизанской и подпольной борьбы все взоры были обращены к Минску, столице оккупированной республики. «Вперед! На Минск!» — с таким призывом били врага бойцы Красной армии в операции «Багратион».
И вот 3 июля торжествующий голос Левитана провозгласил, что столица БССР освобождена! В тот же день по приказу Верховного Главнокомандующего Москва салютовала 24 залпами из 324 орудий. Этот день запечатлелся в памяти народной, был предвестником Великой Победы. Именно он стал символом освобождения и всей Беларуси.
Постепенно празднование 3 июля приобретало все больший размах. Белорусов сплотило и стремление добиться для родной столицы заслуженного звания «Город-герой». Здесь все было непросто. Как известно, немцы достаточно быстро овладели городом — уже 28 июня 1941 года. А потом последовали 1100 дней кровавой оккупации. И каждый из них, без преувеличения, был наполнен борьбой партизан и подпольщиков. Минское городское антифашистское подполье стало крупнейшим в Европе. Но врагу удалось навести тень на плетень. На некоторое время гитлеровцы сумели дискредитировать минских патриотов в глазах советского руководства. Только к 1959 году историческая справедливость была восстановлена, а полная реабилитация подполья состоялась лишь в 1990‑м.
Но белорусам не нужно было ничего доказывать. Движение за присвоение Минску заслуженного звания Города‑героя приобрело всенародный характер.
Накануне 30‑летия освобождения города, 26 июня 1974 года, вышел долгожданный Указ Президиума Верховного Совета СССР. Это стало поводом для большого праздника. Не меньшим по размаху торжеств явилось и 40‑летие освобождения. Уже тогда праздник далеко превосходил городское значение. Открытие метро, шествие ветеранов, большой концерт на стадионе «Динамо». Это был пик развития Советской Беларуси. И с этим временем больших достижений стала прочно ассоциироваться дата 3 июля.
Народное решение
В начале 1990‑х ненадолго День Независимости решили отмечать 27 июля. Но эта дата так и не была воспринята нашим обществом. Ведь 27 июля 1990 года имел место акт в значительной степени формальный: Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. Ни о какой независимости тогда речь не шла.
Принятие декларации было продолжением все той же борьбы Горбачева и Ельцина. Союзный центр в пику неугомонному российскому руководителю дал санкцию на «суверенитет» и другим союзным республикам. По-прежнему существовал СССР, а Беларусь была его частью. Понадобилось еще одно голосование 25 августа 1991‑го, чтобы придать этому документу статус конституционного закона. Преподносить всю эту сложную юридическую мешанину как общегосударственное торжество по меньшей мере необоснованно. Все недолгое существование 27 июля в качестве официального праздника прошло как-то невзрачно.
В качестве конкурента 3 июля обычно приводят 25 марта, когда Рада БНР приняла III Уставную грамоту, которая провозглашала независимость Беларуси. Что же именно служит поводом для торжества? Представительный орган общественно-политической организации, только претендовавшей на государственный статус, принял декларацию о независимости страны в условиях иностранной военной оккупации. Эту декларацию никто не признал.
Сама организация тут же впала в глубочайший кризис, из которого уже не вышла, пока окончательно не самоликвидировалась в 1925 году. Согласитесь, все-таки национальный праздник должен быть связан с победами, а не с постоянным нытьем о несостоявшихся прожектах.
Беларусь — демократическая страна. Народовластие составляет основу всего нашего госустройства. Недавнее широкое обсуждение изменений и дополнений в Конституцию это подтвердило. Как и состоявшийся референдум.
Показательно, что и дата нашего праздника, Дня Независимости, также была утверждена на референдуме — 24 ноября 1996 года.
Священная дата
И, пожалуй, самое главное. Независимость — это свержение ненавистного иноземного ига. Именно таким и стала нацистская оккупация. Тогда враг, на время захвативший нашу страну, осуществлял геноцид белорусского народа. Наши предки самоотверженно боролись за освобождение. И эта борьба завершилась победой. Вот так мы и понимаем независимость от порабощения, смерти и уничтожения.
В наши дни 3 июля прочно ассоциируется с достижениями суверенной Беларуси. Многие дни городов по всей республике очень близко расположены к этой священной дате, что и неудивительно, ведь они тоже приурочены к освобождению в ходе наступления советских войск.
И здесь стоит подчеркнуть еще раз. Государственные праздники — это воплощенная в торжествах национальная идеология. Достаточно взглянуть на наш календарь с отмеченными праздничными датами, чтобы это понять. Свою современную государственность мы ведем из советского времени. И не собираемся от этого отказываться.
Верны историческим и религиозным традициям, потому отмечаем и Пасху, и Рождество, и Радоницу. Все это вполне естественно для белорусов, является частью нашего национального характера, составляет духовную основу государственного строительства и обеспечивает мирное и стабильное развитие. А 3 июля, День Независимости, воплощает все наши белорусские традиции. Это наш день.