Легендарный боец в отряде лесных огнеборцев
Если заглянуть в бокс пожарно-химической станции (ПХС) Ветковского спецлесхоза, на фоне многочисленного пожарного инвентаря выделяются две ярко-красного цвета машины, готовые к выезду днём и ночью в период, который специалисты службы охраны и защиты леса называют пожароопасным.
Пожарные ЗИЛы словно притаились в полумраке гаража, чтобы в любую минуту по тревоге сорваться с места для выполнения своей основной миссии — тушения лесного пожара. Зимой эта техника находится на консервации — уставшие за лето машины дремлют в ожидании весны и нового сезона несения службы.
Прирученный огонь считают верным другом человека. Но необузданная огненная стихия, вихрем сметающая всё и вся на своём пути, — наш лютый враг с незапамятных времён. Лесной пожар — тема особая: страшен он и человеку, но более всего — лесному растительному разнообразию и животному миру. Остановить вал огня в лесу — задача труднейшая. И среди массы оборудования и средств, которыми прогресс вооружил человека для тушения пожаров, особое место занимает пожарная машина. А ценят её огнеборцы за максимальную приспособленность к преодолению бездорожья, способность пробиться практически в любой уголок лесного массива, эффективность при тушении лесных пожаров и неприхотливость в эксплуатации.
История легендарной пожарной машины — АЦ-40 (131) модель 137 — началась в далёком 1970 году, когда Прилукский завод противопожарного оборудования в посёлке городского типа Ладан Черниговской области начал серийный выпуск автоцистерны на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131. Автомобиль был предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя. При этом тушение пожара с его помощью может производиться водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, а также воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя.
Этот тип пожарного автомобиля был настолько удачным, что через несколько лет выпуска стал самым распространённым на территории СССР. Именно этот автомобиль до сих пор можно встретить практически во всех городах и сельских районах на пространстве СНГ. Силуэт именно этой машины является, без преувеличения, брендовым, а его стилизованное изображение по сей день используется в пожарной атрибутике или на плакатах противопожарной пропаганды.
С начала 1970-х годов машинами этого типа комплектовались городские и сельские пожарные части, ведомственные пожарные части, пожарные подразделения в войсковых частях, аэродромы, морские и речные порты, пожарно-химические станции лесной охраны. За счёт высокой проходимости базового шасси машина получилась универсальной, способной добраться до очага пожара даже по бездорожью. Удачной оказалась и конструкция пожарной надстройки, которая обладала сравнительно простой для ремонта (даже в условиях пожарно-химических станций лесничеств) конструкцией. Единственное, за что автомобиль не любили, — большая посадочная высота (около полуметра от земли до подножки), которая затрудняла быстрый выход из кабины боевого расчёта, облачённого в брезентовые огнезащитные костюмы, а иногда и приводила к травмам.
В 1969–1996 годах Прилукский завод противопожарного оборудования собрал свыше 9800 единиц АЦ-40. В 1996-м для созданного менее 3 лет назад специализированного лесхоза в Ветке в район поступили на службу первые две пожарные машины АЦ-40.
Главный механик Ветковского спецлесхоза в 1994–2019 годах Евгений Владимирович Прокошин хорошо помнит события тех дней:
— В 96-м продолжалась комплектация технического парка спецлесхоза. Поскольку на то время наша основная задача заключалась в охране и защите леса на огромной территории, требовалась спецтехника для тушения лесных пожаров. Армия по какой-то причине распродавала списанную автотехнику, а у нас бюджет — сильно не разгуляешься. Вот и взяли у военных два ЗИЛа-131, чисто шасси. Нашлась и фирма, которая взялась за переделку армейских грузовиков в пожарные автоцистерны — и ведь сделали так, что не отличить от заводских. С тех пор в парке спецлесхоза имеются эксклюзивные машины, штучное производство. Но в музей им рановато, отличная техника.
Многое пришлось повидать этим пожарным машинам за 25 лет эксплуатации: сотни выездов, тысячи гектаров спасённого от огня леса, десятки проведённых учений по гражданской обороне.
Рассказывает ведущий инженер охраны и защиты леса Ветковского спецлесхоза Виктор Андреевич Юзенков:
— Наши пожарные машины и поблагодарить не грех. Универсальная надёжная техника! В минувшем году их общую техническую модернизацию проводили, в том числе заменили в каждой спецмашине средства радиосвязи. Так как весь лесхоз перешёл на низкочастотный диапазон, современные «мотороллы» установлены и на ЗИЛы-ветераны. Модернизация позволяет огнеборцам иметь качественную связь, не зависящую от зон покрытия сотовых операторов, а значит — оперативно реагировать в случае возникновения лесного пожара, когда промедление или отсутствие связи грозит большой бедой.
Слова коллеги дополняет начальник ПХС Александр Викторович Ширин:
— Несмотря на то, что столбик термометра большую часть прошедшего лета находился выше отметки 30 градусов, выездов на тушение было не много. Свою роль сыграл комплекс широко развёрнутой предупредительной противопожарной кампании, включающий в себя как активную информационную работу, так и предупредительные меры по созданию минерализованных полос, установке аншлагов и многое другое. В 2021-м произошло 8 лесных пожаров на общей площади 3,1 га, на тушение 6 из них выезжали АЦ-40.
Более 20 сезонов отработал на легендарной автоцистерне водитель пожарной машины Николай Иванович Гриськов:
— За баранкой этих пожарных машин я находился с 1999 по 2020 год и могу сказать с уверенностью — для леса на сегодня лучше техники не придумали. Советские конструкторы потрудились когда-то на совесть, продумали все ситуации, которые могут возникнуть при тушении пожаров. Насос вот только может подвести… В каждую лужу его опускать не стоит. Хотя и такое доводилось делать: позарез заправка была нужна, а времени искать водоём не было. Это лет десять назад сеть противопожарных водоёмов в районе расширили, продумали до мелочей их расположение, расстояния просчитали, подъезды не забыли спланировать. Хотя машина проходимая, бездорожья не боится — 150 «лошадей» под капотом.
Что ещё могут железные ветераны? Доставить к месту тушения пожара со скоростью до 80 км/час и расходом топлива 40 литров на 100 километров 2730 литров воды. Протянуть рукава к кромке низового пожара на расстояние 400 метров. Сбить пламя струёй лафетного ствола на расстоянии до 50 метров. Высадить десант из 6 пожарных, готовых залить остатки огня 6 ручными стволами.
Доведётся увидеть весной на улицах Ветки ярко-красный пожарный автомобиль с логотипом Ветковского спецлесхоза на борту — обязательно мысленно произнесите такие нужные лесным пожарным слова: «Сухих вам рукавов, ребята!»
Иван ГОРЕЛИКОВ.
P.S. В начале 2021 года лесхоз приобрёл ещё один пожарный автомобиль. Вы догадались, на какую модель пал выбор?