«Талибан» в лицах

В своей истории Афганистан был королевством, республикой, эмиратом. А современные исследователи и политологи называют его «кладбищем империй». Почему? Что за сила сейчас управляет Афганистаном и какие проблемы это несёт? Давайте разберёмся в том, что представляет собой Афганистан в плане государственного устройства, национального состава и что известно о людях, руководящих им сейчас.

Женщины рожают, мужчины воюют

Начиная с VI века до нашей эры эта территория стала постоянным театром военных действий. Какие только силы не покоряли её. Наиболее известные — Персидская империя, Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан, Империя Великих Моголов, Бухарское ханство, Британская империя. Однако в конечном итоге все они потерпели поражение и распались. Как и Советский Союз, который воевал в Афганистане с 1979 по 1989 год, а уже в 1991-м сам перестал существовать.

Интересно, какая судьба ждёт Соединённые Штаты Америки? Они как раз недавно завершили вывод своих войск после 20-летней войны. Эта операция была настолько позорной, что, похоже, уже уничтожила статус Америки как мирового гегемона. А если внимательно изучить сепаратистские настроения Севера и Юга США, то Афганистан не так далёк от того, чтобы похоронить очередную империю.

К слову, Афганистан отнюдь не маленькая страна. По площади занимает 40-е место в мире (больше Франции или Украины), а по количеству населения — 37-е (около 40 миллионов человек). Но территория в основном горная, труднодоступная, так что лёгкой добычей её уж точно не назовёшь. На чём и попадались многочисленные завоеватели. В итоге оказывалось, что захватить провинции — это далеко не то же, что их удерживать. Население и боевики уходили в горы, а затем оказывали ожесточённое сопротивление. Само название Афганистан переводится с тюркских языков как «ушедший, скрывшийся», а с персидского как «безмолвие, молчание». И кажется, это довольно яркие и точные характеристики афганского менталитета.

Население страны постоянно растёт: по коэффициенту рождаемости стабильно удерживается на четвёртом месте в мире. В среднем одна женщина имеет не менее шести детей. Вместе с тем уровень младенческой смертности здесь самый высокий на планете: не выживает каждый четвёртый родившийся ребёнок. Да и средняя продолжительность жизни — всего 44,6 года.

Уровень образования также крайне низкий: умеют читать и писать менее половины мужчин и лишь около 12% женщин. Очевидно, от этого страдает экономика: в Афганистане почти нет наукоёмких отраслей производства, фактически это отсталая аграрная страна. А основная культура для возделывания, как мы писали в предыдущей части (в номере за 4 ноября), весьма специфическая — мак, который идёт на изготовление опиатов.

Только официальный уровень безработицы — 40 процентов. По сути, женщины заняты рождением детей и домашним хозяйством, а мужчины — войной. По уровню ВВП на душу населения страна занимает 169-е место в мире из 189. Во время протектората США 80% бюджета формировалось за счёт иностранной финансовой помощи.

Север помнит

Афганистан населяют разные племена и народности. Преобладают пуштуны — их 50%, также значительно представлены таджики — 25%, хазарейцы — 10%, узбеки — 9 процентов. Нацменьшинства хотят участвовать в управлении страной. Однако движение «Талибан» практически полностью состоит из пуштунов. Его лидеры считают, что власть должна достаться тем, кто, собственно, и взял её силой. Что, на самом деле, не очень хорошая идея, и вот почему. Как соседи Афганистана, так и крупные мировые державы справедливо полагают, что правительство, состоящее только из талибов, не будет представлять интересы всех племён и этнических групп. Это в свою очередь приведёт к новым кровавым конфликтам.

Впрочем, пока боевики не слишком прислушиваются к советам мировых лидеров. Они и раньше старались установить в Афганистане господство пуштунов. Не отказываются от этих планов и сейчас. Причём без особой оглядки на северные провинции, где подавляющее большинство населения — таджики и узбеки.

И если в целом в июле-августе этого года при продвижении вглубь страны талибы не испытывали мощного сопротивления со стороны местных жителей, то на севере ситуация складывалась не так просто. Мятежной была провинция Панджшер. После бегства президента Ашрафа Гани обязанности главы государства возложил на себя вице-президент Амрулла Салех. С ним в коалиции выступил полевой командир Ахмад Масуд-младший и бывший министр обороны Бисмилла Мохаммади Хан. Все трое — этнические таджики, уроженцы севера страны. Вместе они создали Фронт национального сопротивления Афганистана и вели бои как раз в Панджшере.

На данный момент талибы вытеснили повстанцев в ущелье и на территорию Таджикистана, то есть одержали ситуативную победу. Но нужно понимать, что теперь масудовцы оказались в том же положении, что и сами талибы, когда в 2001 году их разгромили американцы. Так что борьба, по всей вероятности, ещё далеко не окончена, а лидеры сопротивления копят силы и ищут военной и финансовой поддержки у стран Запада.

Кто есть кто?

В свою очередь, по данным ООН, движение «Талибан» получает денежные ресурсы от богачей и неправительственных фондов из Пакистана, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара. Объём такой помощи немалый — до 1,5 миллиарда долларов в год.

Другие важные источники доходов — вымогательства, похищения людей с целью получения выкупа, сбор налогов и, конечно, наркоторговля. Да, выращивание и продажа опиума плохо соотносятся с мусульманскими ценностями, но боевики с лёгкостью нашли выход. Радикальный ислам в их версии строго запрещает употреблять наркотики, однако без проблем дозволяет продавать их «неверным». Особенно, если доходы пойдут на «священную войну». В общем, двойные стандарты экстремистам не чужды.

На сегодня в рядах «Талибана» находятся до 100 тысяч боевиков. С 2016 года верховным лидером движения провозглашён Хайбатулла Ахундзада. 7 сентября этого года боевики объявили официальный состав временного правительства. В него вошли 22 человека, практически все они пуштуны.

Исполняющим обязанности премьер-министра стал мулла Мохаммад Хасан Ахунд, о котором мало что известно. Для широкой общественности самым ярким моментом его биографии, пожалуй, считается попадание под санкции ООН с 2001 года.

Куда интереснее первый вице-премьер — мулла Абдул Гани Барадар. Он, напротив, публичное лицо талибов, глава их политического офиса. Часто появляется перед телекамерами и делает практически все официальные заявления от имени боевиков. В 2010 году был захвачен в плен пакистанской разведкой и более трёх лет провёл в тюрьме. При этом в его послужном списке переговоры с Дональдом Трампом в бытность того президентом США.

Ещё одна знаковая фигура — министр обороны мулла Якуб Омар. Это старший сын основателя «Талибана» муллы Мохаммада Омара. Определёнными экспертами считается самым умеренным из лидеров боевиков. Неоднократно заявлял о недопустимости внесудебных расправ, грабежей, мародёрства, призывал не нападать на афганских военных. Обещал применять строгие меры к тем, кто опускается до мести врагам. Выступает за решение конфликтов путём переговоров, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, декларирует недопустимость использования территории Афганистана для атак на другие государства. После хвалебных публикаций во многих западных СМИ Якуб Омар немного изменил риторику, так как такое одобрение со стороны номинальных врагов вызвало неоднозначную реакцию у членов радикального движения.

Новым исполняющим обязанности министра внутренних дел назначен известный полевой командир Сираджуддин Хаккани. Это глава так называемой «Сети Хаккани» — самой радикальной, организованной и боеспособной части талибского ополчения. Именно его боевики устраивали теракты против афганских и американских военных, сил международной коалиции. США называют Хаккани особо опасным международным террористом.

И наконец, министром иностранных дел стал Амир Хан Муттаки. Он известен тем, что в 2001 году обвинял Россию и США в планах по расчленению Афганистана на несколько частей. Предрекал, что в случае реализации такого сценария сама Россия распадётся на куски.

В целом можно отметить, что 14 новых назначенцев, включая премьер-министра, входят в список международных террористов, составленный Советом Безопасности ООН, а три обладателя портфелей были узниками печально известной американской тюрьмы Гуантанамо.

Обращает на себя внимание отсутствие в новом кабинете Хайбатуллы Ахундзады. Эксперты делают из этого различные выводы. Одни предполагают, что это следствие скрытой политической борьбы и смуты внутри самого движения «Талибан». Другие уверены, что Ахундзада уже мёртв — или был убит американским беспилотником, или скончался от коронавируса. Эта версия подогревается тем, что с 2016 года он буквально исчез и не появлялся в публичном пространстве. Третьи полагают, что Хайбатулла и не должен был получать министерский портфель, поскольку его роль значительно шире. Он выступает не государственным, а духовным (верховным) лидером страны (как аятолла Хаменеи в Иране).

В любом случае афганский кризис пока далёк от разрешения. Актуальными остаются проблемы нищеты, голода, терроризма, межэтнического противостояния, наркотрафика, коррупции, международного признания и помощи.

СПРАВКА:

«Талибан» — радикальное движение, зародившееся в 1990-х годах. Ядром стали ультраконсервативные студенты, которые обучались в пакистанских религиозных семинариях и финансировались с ведома ЦРУ США. Основатель «Талибана» — мулла Омар. Родился в 1960 году в Кандагаре. Потерял правый глаз во время войны с советскими войсками. C 1996 по 2001 год был эмиром Афганистана. По данным американцев, уничтожен в 2011 году с помощью беспилотника. По версии талибов, умер в 2013-м от туберкулёза.

Виктор СОКОЛОВ.

Источник: gp.by

© Правда Гомель

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.