Человек с талантом учителя и руководителя

Любовь Стефановна Фицева — человек удивительного склада. Она умна, справедлива, принципиальна, в отдельных вопросах бескомпромиссна. К ней до сих пор идут за мудрым советом и прислушиваются к её мнению. А в отделе образования называют живой легендой. На днях Любовь Стефановна отметила юбилей. С 75-летием коллегу, друга, наставника поздравили начальник отдела образования, спорта и туризма Татьяна Помозова, председатель отраслевого профсоюза Василий Самков и заместитель председателя ветеранской организации работников образования Валентина Старушкова.

Формирование Любови Стефановны происходило под влиянием удивительных людей. С особой теплотой и уважением вспоминает юбиляр директора СШ №1 Франца Павловича Лещенко, опытного руководителя, настоящего педагога, мудрого человека. Учительницу начальной школы Марию Игнатьевну Георгиевскую, которая много внимания уделяла внеклассному чтению и пробудила любовь к книге у своих учеников.

Выбор Любовью Стефановной профессии филолога также произошел под влиянием педагога. Эрудированная, интеллигентная, общительная, профессионал высшего класса, учительница русского языка и литературы Виктория Ивановна Писаренко покорила своих учеников. Ее любили, ею восхищались, к ней тянулись. «Именно она познакомила нас с основами психологии, научила видеть внутренний мир человека, разбираться в людях, — говорит Любовь Стефановна. — Мы все хотели быть похожими на нее».

После окончания школы Любовь Стефановна поступила в Гомельский педагогический институт им В. Чкалова на филологический факультет, хотя судьба не раз предлагала ей выбрать в жизни другой путь. Так, во время сдачи в институте вступительного экзамена по истории выпускница уверенно использовала в ответах на вопросы цитаты из работ Плеханова, что сильно удивило преподавателя.

 «Откуда вы это знаете? — Читала. — Почему вы идёте на этот филфак? Давайте я вам помогу, поступайте на исторический факультет, — вспоминала один из эпизодов юбиляр. —На первой лекции по истории преподаватель Н.И. Ксендзов спросил: «А Сологубова из Ветки поступила?» А я постеснялась подняться и сказать, что поступила».

Феноменальная память, доставшаяся от мамы, пытливость ума и желание познать больше, чем даёт программа, которое привила Виктория Ивановна Писаренко, сделали учёбу в институте для Любови Фицевой лёгким и интересным путешествием. Она рассказывает, что спецкурс по Гоголю читал преподаватель из Ленинграда. У него же Любови Стефановне выпало писать курсовую работу. Но вместо того, чтобы рассчитывать на помощь научного руководителя, ветковчанка написала работу самостоятельно. Уже на защите она получила самую высокую оценку от одного из членов комиссии.

— Я защищалась самая последняя. Владимир Соболенко, авторитетный литературовед, встал, волнуясь заходил по аудитории и произнёс: «20 лет работаю в институте, но первый раз услышал настоящую курсовую работу», — привела слова преподавателя Л. Фицева.

Но были, конечно, и сложные моменты.

Мартин Феофанович Лозбень, который преподавал историю педагогики, напротив, в самостоятельность и грамотность студентки не поверил. Он был уверен, что курсовую работу по его теме Любови Стефановне написал какой-то аспирант, а потому влепил четвёрку. А позже на государственном экзамене пытался найти пробелы в знаниях ветковчанки. Но всё оказалось тщетно.

В институте талантливой студентке прочили большое будущее. Сразу три кафедры (русского языка, литературы и политической экономии) предложили поступать в аспирантуру. Звонили в райком партии, просили повлиять на решение, но Любовь Стефановна отдала предпочтение семье. Хотя магия цифр, признаётся, её не отпускает до сих пор. Она и сегодня читает газеты, анализирует таблицы и продолжает любить экономику.

И пусть Любовь Стефановна не стала учёным в области экономики, она смогла реализовать себя как блестящий учитель и грамотный руководитель. Но случилось это не сразу.

Молодому специалисту завоевать авторитет среди опытных коллег было непросто. Посещали мысли даже уйти из школы. Последней каплей стала проверка из института повышения квалификации во время первого года работы предметником. Комиссия несколько дней исправно посещала уроки молодого учителя, что-то для себя отмечала, а когда из института пришла итоговая справка, оказалось, что среди языковедов отметили лишь Любовь Стефановну. Было предложено «опыт работы учителя изучить и распространить в школе». Это стало знаком, что она занимает своё место.

Создать ситуацию успеха для каждого ученика — основная задача педагога, считает Любовь Стефановна. В первом выпуске учащихся Л. Фицевой было 11 медалистов. Читали все. Педагог увлекала литературой даже отстающих школьников. И пока основная масса класса читала произведение целиком, отдельные — главы, выбранные учителем в такой последовательности, которая  создавала впечатление неразрывности текста романа.

— Как сейчас помню, был у меня ученик Ваня Шаповалов. Приходит однажды его мать и говорит: «Любовь Стефановна, помогите! Принёс книгу какую-то, с утра до вечера читает, другими уроками не занимается. Я уже и книжку в печку выбросить хотела!» Это он читал «Войну и мир», — рассказала один из эпизодов своей жизни учитель.

Рациональность и аналитический склад ума здорово пригодились, когда Любовь Стефановна стала заместителем директора школы. Составить школьное расписание для 80 учителей и 1300 учеников, которые занимались в три смены, таким образом, чтобы ни один кабинет не пустовал с 8 утра до 8 вечера, а у учителей не было форточек — задача со звёздочкой. На её решение уходило несколько ночей. Но правильный ответ, вспоминает Любовь Стефановна, находился всегда. А учебный процесс грамотно сочетался с общественной и творческой жизнью школы.

Принимать на себя руководство школой Любовь Фицева отказывалась больше месяца. Она отчётливо понимала, как сложно женщине справляться с такой ношей. Но и она оказалась ей по силам. За три года руководства школой Любовь Стефановна нашла возможность переоформить музей, сделать лучшую в области географическую площадку, построить площадку для начальной военной подготовки, оформить класс по хореографии, привести в порядок систему отопления в спортивном и актовом залах, подключить школу к центральному отоплению. Особое внимание уделялась благоустройству территории школы.

Директорские годы выпали на период аварии на Чернобыльской АЭС. Было принято решение об обеспечении школьников двухразовым горячим питанием. Обслуживающий персонал в штат был не введён, места в столовой всем не хватало, часть школьников питалась в ресторане. Только спустя 3–4 месяца в штат ввели техперсонал. До этого приходилось самой вместе со старшеклассницами заниматься уборкой в школьной столовой, вспоминает годы руководства Любовь Стефановна.

За время работы заведующей отделом образования, а затем заместителем председателя райисполкома нерешаемых задач не было. По её инициативе и под её руководством был восстановлен ясли-сад №4, детская спортивная школа, построена котельная в Неглюбском детском саду.

— У меня было правило: если я обнаружила проблему в организации учебно-воспитательного процесса и предложила пути её решения, то обязательно контролировала ход их выполнения. Все к этому настолько привыкли, что в последнее время надобности в жёстком контроле не было, — раскрыла секрет грамотного руководства юбиляр.

Любой совет отдела образования в то время начинался с положительного момента: отмечались школы, в которых то или иное направление деятельности реализовывалось максимально хорошо, и лишь потом давались рекомендации и предложения учреждениям, где этим вопросам уделялось недостаточное внимание. И результат был налицо: почти в каждой школе были медалисты, которые подтверждали свои оценки при поступлении в ВУЗы. За работу в системе образования Фицева Любовь Стефановна была награждена значком отличник просвещения БССР, почётной медалью Франциска Скорины.

В должности заместителя главы района Любовь Стефановна реализовала весь свой потенциал руководителя. Она добилась, чтобы отремонтировали Дом культуры в Неглюбке, купили недостающие музыкальные инструменты и концертные костюмы духовому оркестру «Экспромт». Были изысканы средства на незапланированную покупку автобуса для отдела культуры. Изменились подходы к организации медобслуживания: отремонтировали районную больницу, навели порядок на ФАПах, укомплектовали укладки лекарств для оказания экстренной помощи, которые не обновлялись с 1986 года, наладили систему патронажа.

Последние 18 лет Любовь Стефановна находится на заслуженном отдыхе. Но продолжает держать руку на пульсе. Она в курсе всех нововведений в системе образования, следит за обстановкой в стране и мире, много читает справочной литературы, интересуется поэзией, много стихов знает наизусть.

— Читать нужно всем. Важно, чтобы в детстве у ребёнка уже была собственная библиотечка. Молодым же лучше читать классику. Читающий Толстого научится по внешнему облику, по выражению лица и глаз понимать внутренний мир человека. Толстой – мастер создания зримого образа. В его произведениях много психологических моментов, которые позволяют понять человеческую сущность. Безусловно, нужно обращаться и к современной литературе. И прививать любовь к чтению стоит как можно раньше, — дала мудрый совет учитель с большой буквы.

Анна КОДОЛОВА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.