Воздвижение Креста Господня
Когда Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий, в правление римского императора Веспасиана, Иерусалим был разрушен,— как и предсказывал Господь наш Иисус Христос, говоря, «что не останется здесь камня на камне». Сгорело всё, образовав как бы обугленную рану на теле земли. Спустя некоторое время император Элий Адриан, желая полностью искоренить память об этом городе, который был связан с верой в Единого Бога, приказал на этом месте построить новый город, которому повелел присвоить своё имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Венеры.
Прошло несколько столетий, во главе Римской империи стал христианский император Константин, который прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать — царица Елена — горячо желала поехать в Святую землю и найти место, на котором Господь был распят. Константин выделил средства, и царица Елена отправилась в далёкую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребён Спаситель. Во время раскопок были найдены три креста, но понять, на котором из них был распят именно Христос было нельзя, потому что табличка с надписью «Иисус Назарей — Царь Иудейский», которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне. Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, какой же Крест Истинный, предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать её к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть.
Спаситель был пригвождён к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест — это оружие страшной, многочасовой мучительной казни. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя. Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали, что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего.
Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет её принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдёт навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своём ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную, совершенную любовь.
Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, Он воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает всё. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди, жившие до Него, и совершают ныне — мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы — противники Богу, мы поступаем так же, как древние иудеи.
Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу. Господь даёт нам силы побеждать зло в самом его корне — в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, и чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах!
Протоиерей Михаил БОРИСЁНОК, настоятель храма Преображения Господня в г. Ветке.