Антонина Лукинична Болбасова — душа Старосельского Дома культуры
Антонина Лукинична Болбасова — душа Старосельского Дома культуры. Больше 50 лет без её баяна не обходится ни один праздник в деревне. А её энергичности, горящим живым огнём глазам и желанию работать для людей может позавидовать даже молодёжь.
Ещё каких-то 60 лет назад клуб в Старом Селе располагался в небольшой избе-читальне (сейчас на этом месте пустующее здание бывшего универмага). По выходным там крутили фильмы, а в будни вечерами собирались пожилые женщины попеть.
— Места, особенно во время кинопоказов, катастрофически не хватало, — вспоминает Антонина Лукинична годы детства и юности, — пристраивались перед экраном, где приходилось.
В 1968 году, аккурат к окончанию А. Болбасовой Гомельского музыкально-педагогического училища (сейчас Гомельский государственный педагогический колледж им. Л.С. Выготского. — Прим.), в Старом Селе отстроили красивейший Дом культуры в лучших традициях социалистического реализма с присущим ему монументализмом — с большой сценой, просторными зрительным и танцевальным залами, гримёрками и рабочими кабинетами.
О выборе профессии
— Отцу очень нравился баян. Он говорил: «Как красиво, когда женщина играет на баяне», — рассказывает Антонина Лукинична о выборе профессии, — и я поступила в училище учиться игре на баяне.
Сказать, что учёба сельской девчонке в большом городе давалась легко, нельзя. Да, основная часть общеобразовательных предметов шла на «отлично», а всё, что касалось музыки, хромало. Особенно сложно давалось сольфеджио. На уровне своих одногруппников, которые в большинстве своём были выпускниками музыкальных школ, Антонина выглядела белой вороной.
— Больше всего хлопот доставляли музыкальные диктанты. Я была полным профаном. На одном из занятий педагог даже предложила сменить музыкальное направление на педагогическое, — рассказывает о непростом вхождении в музыку сельчанка. — Меня это очень задело…
Но дома был отец, который всегда поддерживал и не позволял сдаваться на полпути. И Тоня не сдалась. Проснувшись под радио в шесть утра (комнату снимала в полуподвале у еврейки на Пролетарской, рядом с училищем), она день за днём торопилась на учёбу, где до занятий в пустых классах музицировала. А спустя какое-то время её, которой как бесперспективной предлагали бросить занятия музыкой, ставили в пример как одну из лучших студенток.
Распределение Тоня, учитель пения и дирижёр хора в общеобразовательной школе, получила в деревню Паричи Светлогорского района. В дело вмешался директор Старосельского колхоза имени Жданова Иван Борисович Козлов. Руководитель здраво рассудил: квалифицированными кадрами разбрасываться не стоит. Тем более, что развивать культуру нужно ещё в пахнувшем свежей краской СДК. Он сам похлопотал, взял в Паричах открепление, и 10 сентября 1968 года Антонина Болбасова была принята на работу художественным руководителем Старосельского Дома культуры.
С тех пор прошло более 50 лет. А Антонина Лукинична, как и прежде, на своём месте. Сегодня она руководит народным фольклорным коллективом «Рэчанька». В его состав входят всего 10 человек. Это солистки Нина Фоминична Павлючкова, Лариса Емельяновна Дёмина, Тамара Ивановна Старовыборная, Наталья Михайловна и Анна Николаевна Хатимцовы, Алла Ивановна Москаленко, Тамара Михайловна Кирченко, Любовь Петровна Рачкова, Валентина Ильинична Бондарь, аккомпаниатор Анатолий Монахов и непосредственно руководитель.
С чего всё начиналось?
Вокальный ансамбль в Старом Селе был всегда. В 60-х собирала односельчан на «спеўкі» библиотекарь Анна Ивановна Громыко. А в 1968-м она передала своих «подопечных» молодой энергичной Тоне.
Ожидания сельчан не просто оправдались. Озорная Тоня стала любимицей «своих» женщин. Параллельно с работой в ДК она обучала музыке дошкольников и школьников. И постепенно стала «подтягивать» в клуб своих воспитанников. Под аккомпанемент Антонины Лукиничны пели дети, учителя, молодёжь… В лучшие годы хор Старосельского ДК насчитывал 112 человек. Сельчане давали большие концерты, гастролировали.
— Помимо хора у нас был женский ансамбль, солисты. Работа была очень интересной, — с ностальгией вспоминает годы расцвета самодеятельности А. Болбасова.
Такой профессиональный успех заставлял развиваться и музыкального руководителя. Поэтому спустя год после трудоустройства девушка поступила на заочное отделение музучилища им. Соколовского, где получила более серьёзную квалификацию: «дирижёр оркестра, учитель по классу баяна в детской музыкальной школе».
О подборе репертуара
Отдельным испытанием был подбор подходящего репертуара.
— Я всегда подыскивала песни, которые были бы интересны и артистам, и слушателям. В советское время на помощь приходили многочисленные нотные сборники, позже просила ноты понравившихся песен у коллег. Сейчас очень выручают готовые фонограммы, — делится маленькими секретами руководитель.
Многие годы с подбором репертуара помогал художественный руководитель ансамбля народной музыки «Свята» Анатолий Кашталапов. Благодаря ему в программе «Рэчанькі» появились такие песни, как «Дранікі», «Родная хата», «Сваячок». Но наиболее надёжным подспорьем Антонины Лукиничны является навык написания музыкальных диктантов, выработанный на уроках сольфеджио в училище. Женщина без затруднений на слух переносит любую композицию на нотный стан и адаптирует её под звучание своего баяна.
Сейчас в рабочем репертуаре «Рэчанькі» более 25 песен. Из основного состава выделился ансамбль «Чараўніцы». В него входят культработники Наталья и Анна Хатимцовы, Нина Павлючкова и Алла Москаленко. Они располагают ещё двадцатью песнями. Так что двухчасовой концерт старосельские женщины могут отработать без запинки.
Как появилась «Рэчанька»
Долгие годы вокальные коллективы при Старосельском Доме культуры оставались безымянными. Всё изменилось в 2008 году, когда Владимир Данилович Мельников, который возглавлял в то время отдел культуры, решил, что А. Болбасова достойна руководить ансамблем со званием «народный». Подобрали подходящую программу. На прослушивание приехали специалисты из Гомеля, Ветки.
— Концерт получился очень душевным. А потом была тишина. Длилось это месяцев 7–8, — вспоминает А. Болбасова.
Результаты пришли в ноябре. А вместе с ними и название коллективу.
— Конечно, мы все очень обрадовались. Особенно девчата, — не скрывает эмоций руководитель. — Это стало стимулом для дальнейшего роста и подтверждения каждые три года почётного звания.
«Рэчаньцы» и в частности Антонине Болбасовой принадлежит заслуга по сохранению уникального обряда «Карагод сена», который проводится в агрогородке на второй день Пасхи и призывает весну, хороший урожай, здоровье.
— Ещё девчонкой мне нравилось бегать за женщинами, которые чинно с граблями, вилами и косами ходили по деревне, пели под гармошку обрядовые песни. Подпевала им и я, — говорит об истоках А. Болбасова.
Когда же пришла в качестве культорганизатора, подключилась к воспроизведению обряда более тщательно, стала привлекать школьников, молодёжь.
О личном
— В юности я никогда не мечтала о муже, семье, детях. Мысли заняты были сначала учёбой, потом работой, а замужество казалось глупостью какой-то, — улыбается А. Болбасова.
На молоденькую Тоню, когда та пришла в ДК, глаз положила одна из солисток вокального коллектива, с которым работала молодой специалист. Женщина сразу смекнула: более подходящей партии сыну не найти. Поэтому когда Антонине пришлось ехать в Минск заказывать концертные костюмы, женщина напросилась составить компанию. По пути заехали к сыну, который служил в одной из воинских частей столицы. Так Тоня познакомилась с Васей.
Пока Василий был в армии, будущая свекровь всячески налаживала контакт с невесткой, приглашала в гости и параллельно расхваливала сына. А когда Вася демобилизовался, начал ухаживать за Тоней.
— Отец очень переживал, как у нас сложится, а я не могла обидеть свекровь и позволяла эти ухаживания. И не пожалела ни разу. Вася был самым лучшим мужем.
Вместе с супругом Антонина Лукинична воспитала двоих сыновей. Сейчас она счастливая бабушка троих внучек. Но продолжает, как 50 лет назад, спешить на работу — к людям и любимому инструменту.
— Случаются дни, когда неважно себя чувствую или грущу, тогда прихожу на работу, беру в руки баян, играю несколько аккордов, и вся тоска развеивается в один миг. Это и есть рецепт моего хорошего настроения.
Анна КОДОЛОВА.