Выпускники средней школы №1 города Ветки имени А.А. Громыко поделились воспоминаниями о прошедших школьных годах
Чем для нас является школа? Кто-то ассоциирует это понятие с конкретным зданием. Для других школа — это дом, где всегда любят и ждут. Третьи скажут, что это родина, это место, с которого всё начиналось… Однако часто мы забываем, что школа — это в первую очередь люди: педагоги, которые каждый день сеют доброе и разумное в наших головах, одноклассники, с которыми приходится делить все нюансы учебного быта, друзья, с которыми попадаешь в самые безвыходные передряги. Школа — это воспоминания, которые с годами не меркнут, а становятся всё более тёплыми и родными…
Средней школе №1 города Ветки имени А.А. Громыко, которая за 150 лет своего существования сменила несколько прописок от женского народного училища до современного трёхэтажного здания, расположенного на улице Октябрьской, удалось собрать на праздновании юбилея выпускников последних 60 лет. Всем им в этот памятный день было что сказать. А сам юбилей напомнил большой вечер встречи выпускников с огромным количеством воспоминаний. Некоторые из них о самых ярких моментах школьной жизни удалось зафиксировать.
Давид Фабрикант, израильский журналист, публицист, писатель:
— Моя школьная жизнь началась в послевоенное время. В первый класс я пошёл после возвращения из оккупации в 1944 году. Мама сшила полотняную сумочку для букваря, ручки, чернильницы-непроливайки и тетрадки… Поначалу было непросто, а потом появились друзья. Вместе с ними гоняли в футбол. Вместо мяча — обычный кусок торфа. Забиякой я никогда не был, но пошалить любил. С одноклассником Борей Курятниковым частенько забирались «на камчатку» и играли в морской бой. А на уроках немецкого языка у Ивана Ивановича Радзевича приходилось, сидя за первой партой напротив учительского стола, незаметно, не переворачивая классный журнал, подставлять оценки по просьбе одноклассников. Писать вверх тормашками, да ещё так, чтобы Иван Иванович не заметил подлога, та ещё задача! Но нас ни разу не вычислили. Благо ребята обращались не так часто.
Первый поцелуй — это было в 7-м классе — тоже связан со школой. В шестом классе у нас появились близняшки Полина и Марина Астапенко. Их отец был начальником милиции в Ветке. И вот однажды они пригласили меня на день рождения. Выяснилось, что я был единственным гостем. Поначалу я жутко стеснялся, но девчонкам удалось меня развеселить. Мы разговаривали, ели пирожные, пили сок. Время пролетело незаметно. А когда пришло время прощаться, Полина в сенях чмокнула меня в щёку. Я покраснел до кончиков ушей. А после окончания учебного года девочки переехали в другой город.
Но самые тёплые воспоминания остались о педагогах. Учитель русского языка и литературы Лариса Фёдоровна Палатова привила глубокую любовь к литературе, научила анализировать, вдумываться в смысл написанного, быть внимательным к природе. Уже работая внештатным корреспондентом «Гомельскай праўды», я часто вспоминал её уроки. А ещё нам всем очень нравились уроки Николая Степановича Шатило. Вечерами мы всей гурьбой выходили на улицу, и он показывал созвездия на небе.
Физик Шатило оставил глубокий след и в жизни бывшего ректора Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, ныне директора научно-исследовательского физико-химического института Александра Рогачева.
— Я выпустился из школы более 50 лет назад. В то время она выглядела совершенно иначе — несколько деревянных зданий. В одном из них располагался интернат, в котором жили ребята из окрестных деревень. Жил там и я. И жизнь эта напоминала атмосферу, воссозданную в фильме «Республики ШКИД». Вечерами иногда шумели так, что директор, Франц Павлович Лещенко, который жил там же (через стенку), приходил нас утихомиривать.
Но при всё при этом мы были очень дружными. Вспоминается случай, когда в старших классах в Ветку приехали солдаты (в городе была эпидемия ящура). Один из военных стал ухаживать за нашей одноклассницей. А её друг жил вместе с нами. Вот и собрались ребята однажды вечером проучить чужака. Толкнули, сбили его с ног. А зачинщик драки испугался и дал такого стрекача… Солдат ещё долго просил нас показать беглеца: «Я его не трону. Хочу посмотреть на человека, которого я, кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, не смог догнать», — разводил руками военный.
А же в разборках почти не участвовал. Зато ко мне за помощью шли все, кто плохо разбирался в физике и математике. А даже решал контрольные студентам-первокурсникам.
Школьные годы называет самыми яркими в своей жизни и ещё один экс-ректор ГГУ Михаил Селькин:
— Самое яркое воспоминание оставили учителя, я всегда поражался их терпению и уму. Они научили меня работать самостоятельно, не ожидая оценки за этот труд. Благодаря этому в жизни всё получилось — школа с золотой медалью, университет с отличием, кандидатская, докторская диссертации.
Была масса и казусов. Однажды с одноклассниками после урока физкультуры так заигрались в футбол, что не заметили, как пропустили и второй, и третий уроки. Директор (Франц Павлович Лещенко) вызвал нас к себе в кабинет и говорит: «Ну что, ребятки, пишите заявления. Я вас отчисляю!» Перепугались мы тогда сильно — это же было недопустимо. Но, к счастью, всё обошлось.
Ещё один раз я попал «на ковёр», но уже Совета дружины. Серьёзную взбучку я получил за то, что не отдал салют товарищу. В моё время мы все носили красные галстуки и вместо современного «привет» абсолютно всем пионерам «салютовали». И вот однажды я заметался и забыл поднять руку, за что понёс справедливое наказание.
А вообще, я был спортивной гордостью школы. Отстаивал честь на самых различных соревнованиях. В прыжках в длину однажды даже поставил рекорд школы. Сам не знаю, как так получилось, но побить его не удавалось никому очень долго!
Для учителя математики Нины Лещенко средняя школа №1 нечто большее, чем просто образовательный центр Ветки.
— Треть истории школы тесно связана с моей биографией. Наблюдать за школой я начала ещё совсем девчонкой, когда мой отец, Франц Павлович, в 1959 году прибыл сюда директорствовать. Особенно мне знакома была вечерняя и ночная жизнь школы. Жили-то мы там же. Нам выделили отдельную комнату в школьном интернате, где находились ребята из окрестных деревень. Помню, как отец поздно вечером укладывал чересчур шумных мальчишек.
Никогда не забуду первый учебный день в СШ №1, когда после работы в вечерней школе пришла на урок к четвероклассникам. Я тогда очень переживала, что не смогу найти общий язык с маленькими детьми. Но всё прошло на удивление легко и просто. Один из этих учеников — Володя Шараев — тоже приехал на юбилей школы.
Николая Шатилова пригласили на юбилей школы не как выпускника, а как бывшего директора.
— Я учился во второй школе, но очень рад, что работать пришёл именно в первую. Здесь всегда был особенный педагогический коллектив. Все творческие мероприятия, концерты были яркими и впечатляющими. До сих пор с ностальгией вспоминаю эти времена.
Событием года для меня были пешие походы. Я собирал ребят, и мы с палатками отправлялись по живописным местам нашего района. Шли от Ветки до Казацких Болсунов, Нисимковичей Чечерского района. Это были незабываемые дни и вечера у костра. А потом произошла авария на Чернобыльской АЭС. Всё резко пошло на спад. Семьи начали уезжать, число детей резко стало уменьшаться. Пришлось очень непросто. Но коллектив за счёт своей сплочённости смог справиться со всеми передрягами и удержать школу на высоком уровне.
Александр Короткевич и Евгений Чеваньков окончили Ветковскую белорусскую среднюю школу №1 с разницей в несколько лет. И для каждого из них школа была разной.
— 1 сентября 1951 года меня, семилетнего пацана, в свои стены приняла эта школа, — начинает издалека Александр Семёнович. — Наш выпуск был экспериментальным. Мы первыми начали обучение по 11-летней программе. Два года мы были самыми старшими в школе. И очень часто нас просили помочь. Особенно, когда директором стал Франц Павлович Лещенко. Мы строили мастерскую: несколько раз в неделю вместе с ним ездили в лес заготавливать древесину. Делали всё, чтобы школа продолжала развиваться.
Забавный случай произошёл со мной в 11-м классе. Тригонометрию преподавал Лев Захарович Черноглаз. И так случилось, что в полугодии мне светила двойка. В то время два дня в неделю мы работали на хлопкопрядильной фабрике — получали рабочие специальности. И регулярно занимались моделированием: делали усечённые пирамиды, конусы. Лев Захарович очень высоко ценил такое «творчество» и всегда за него ставил «пятёрки», а вот ответами у доски на его предмете я никогда не блистал. Вот так и получилось, что двойки у меня чередовались с пятёрками, а в конце полугодия перевес оказался не на стороне последних. А перед Новым годом у нас в школе планировался праздничный вечер. Вот и предложил Лев Захарович исправить отметку, исполнив на концерте песню. Помогали мне друзья Мишка Чернов и Витька Арещенко, а аккомпанировал на аккордеоне Николай Павлович Шатило. Только вот двойку на тройку исправить так и не удалось: Лев Захарович признал, что песню мы исполнили не достаточно хорошо…
Если Александр Семёнович учебную мастерскую только строил, то Евгений Иванович в ней уже учился. И вот что он вспоминает по этому поводу:
— Преподавал нам трудовое обучение Алексей Алексеевич Громыко. Там же я получил и первую в своей жизни специальность — слесарь-инструментальщик 3-го разряда. Квалификационной комиссией к аттестату было выдано специальное свидетельство.
А вообще, вспоминается очень многое. И как знакомились, заводили друзей, и как Михаил Иванович Городничий меня ругал: «Почему вы не забили гол?» Огромное спасибо Лидии Тимофеевне Кабковой, благодаря которой моя жизнь сложилась именно таким порядком. Я вновь вернулся в своё беззаботное детство. Это здорово!
Средняя школа №1 — это десятки тысяч выпускников, сотни тысяч историй и воспоминаний. Это та энергия, которая даёт учреждению жизнь и формирует будущее. Нынешние ученики создают прямо сегодня историю школы будущего. И уже через десяток лет, когда школа будет праздновать очередную круглую дату, в летопись учреждения добавятся новые имена и новые факты. Не менее забавные и значимые. Но по-прежнему искренние и связанные с малой родиной.
Записала А. КОДОЛОВА.