В декабре минувшего года состоялось заседание на котором были рассмотрены результаты исполнения Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
Решение данной коллегии было разослано редакциям газет области.
Сначала отметим, что упомянутая выше Программа принята в целях дальнейшего снижения риска воздействия неблагоприятных последствий аварии на Чернобыльской АЭС на здоровье человека и предусматривает мероприятия по социальной защите, медицинскому обеспечению пострадавшего населения и социально-экономическому развитию пострадавших регионов. Финансирование мероприятий Программы осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. В частности, за 2011-2015 годы на реализацию Программы из республиканского бюджета Гомельской области было выделено 8205,5 млрд неденоминированных рублей, в 2016 г. — 203889,29 тыс. руб. (освоено 96,6%), в 2017 г. — 226 007,49 тыс. руб. (за 10 мес. 2017 г. освоено 79,3 процента).
Анализ выполнения Государственной программы за 2011-2015 гг., проведённый КГК и прокуратурой области, показал, что ряд мероприятий не выполнен. Например, строительство ряда объектов ведётся со значительным превышением нормативных сроков, что приводит к удорожанию работ и дополнительным бюджетным расходам.
Так, несмотря на окончание срока строительства в 2014 году, до настоящего времени не проведены все предусмотренные проектом работы по объекту «Канализация и очистные сооружения г. Ветки (1 очередь)». Не реализованы разработанные за счёт бюджетных средств, направленных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проекты «Канализация и очистные сооружения г. Ветки, 2 очередь строительства» (затраты на изготовление проектной документации в 2011 г. составили 800000 тыс. неденом. руб.), «Строительство скважины и станции обезжелезивания в н.п. Хальч Ветковского района» (затраты в 2011 г. — 69894,4 тыс. неденом. руб.), «Водоснабжение н.п. Новосёлки» (затраты в 2011 г. — 90926,9 тыс. неденом. руб.), «Реконструкция станции обезжелезивания г. Ветки (1 очередь)» (затраты в 2014 г. — 161073 тыс. неденом. рублей).
Не обеспечено строительство объекта «Пристройка пищеблока спортзала и учебных помещений к базовой школе в н.п. Хальч Ветковского района». Строительство велось с июля по октябрь 2011 г. (нормативный срок — 8 мес., освоено 1,5 млрд рублей).
В 2017 году допущены факты недостаточного освоения бюджетных ассигнований, выделенных на строительство отдельных объектов. В частности, на строительство блока плавательных бассейнов в г. Ветке по причине отсутствия материалов предварительного согласования места размещения земельного участка освоено только 12,3% от общего объёма ассигнований.
Прокуратурой и КГК области установлены факты необоснованного включения в проекты работ затрат по известкованию земельных участков, не относящихся к сельскохозяйственным землям. В нашем районе такое нарушение допустило ОАО «Хальч», включив в работы по известкованию 17,7 га земель, не находящихся в пользовании хозяйства.
В ОАО «Дружба», УСП «Радуга-Агро», ОАО «Немки», УСП «Искра-Ветка», ФХ «Точилина» Ветковского района, ОАО «Добрушский райагросервис» Добрушского района, СПК «Короватичи», КСУП «Комсомольск» Речицкого района имели место случаи превышения содержания радионуклидов стронция-90 в зерне, поставляемом на пищевые цели.
В соседнем Чечерском районе допущено множество фактов необоснованных выплат единовременных пособий работникам, направляемым для работы в районы, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. А вот в УСП «Радуга-Агро», ОАО «Немки», УСП «Искра-Ветка» и ОАО «Дружба» отмечены факты несвоевременной выплаты такого пособия.
Допускаются факты нарушения требований постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 №209 в части обеспечения работников, постоянно занятых на работах в зоне с плотностью радиоактивного загрязнения свыше 15 Ки/км кв., вторым комплектом спецодежды и средствами индивидуальной защиты. В нашем районе подобные факты выявлены в ОАО «Хальч», УСП «Радуга-Агро» и ОАО «Дружба».
Проведённый управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС облисполкома анализ показал, что многие граждане для получения пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет в повышенном на 50% размере (это предусмотрено Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»), регистрируются в зоне с правом на отселение (зоне последующего отселения), фактически оставаясь проживать на «нормативно чистых» территориях. К примеру, по информации КГК, на учёте в управлении по труду, занятости и социальной защите Ветковского райисполкома на момент проверки состояли 135 получателей такого пособия (неработающие), из которых 27 были зарегистрированы, но не проживали в Ветковском районе. На территории Кормянского района выявлено 20 таких человек, Брагинского — 12.
Кроме того, по информации управлений по труду, занятости и социальной защите райисполкомов области в личных делах граждан имеются ВКК учреждений здравоохранения о нахождении на учёте в женской консультации не по месту регистрации, справки учреждений образования о том, что дети посещают учреждения, находящиеся в совершенно других районах области, а то и в других областях. В итоге необоснованно начисляются надбавки, выплачиваемые за счёт бюджета. В решении совместной коллегии КГК и прокуратуры отмечается, что сумма необоснованного повышенного пособия за 2017 г. только лицам, получающим его через управление по труду, занятости и социальной защите Ветковского райисполкома «составит, как минимум 45178,58 руб.».
Необходимо отметить, что в решении совместной коллегии прокуратуры и Комитета государственного контроля области упоминаются факты выявленных нарушений не только в Ветковском, но и во всех других проверенных районах области.
Итогом контрольных мер КГК за реализацией в Гомельской области мероприятий Государственной программы в бюджет возвращено 470,1 тыс. руб., предотвращено необоснованное расходование государственных средств на сумму 17,4 млн руб., к административной ответственности привлечено 5 субъектов хозяйствования и 5 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности привлечено 48 должностных лиц, в том числе 2 освобождены от занимаемых должностей.
По результатам проверок, проведённых прокурорами районов, в районные исполнительные комитеты в 2016-2017 гг. внесено 8 представлений, вынесено 7 предписаний, по требованию прокуроров виновными лицами возмещено 24 тыс. рублей.
Но для нас важны не только примеры наказания. Жителям Ветковщины хочется завершения начатых проектов, будь то строительство спортзала в Хальче или реконструкция станции обезжелезивания в Ветке. И здесь прокуратура и Комитет госконтроля обещают помощь, взяв на контроль эти и другие важные для нас вопросы. Не случайно пункт, обязывающий силовиков принять исчерпывающие меры по вводу в эксплуатацию социально значимых объектов, нормативный срок строительства по которым истёк, а также обеспечить сокращение количества объектов сверхнормативного строительства, финансируемых за счёт «чернобыльских» средств, стоит в самом начале рассмотренного нами решения.