Шанс ещё есть!
Падение в пропасть не происходит вдруг. Чтобы добраться до обрыва, человек должен преодолеть некоторый путь. Но и там, стоя на краю отвесной скалы, многие понимают, что ещё шаг — и вернуться обратно будет невозможно. Тогда они пятятся назад, чтобы остаться на твёрдой земле, где так много ещё не сделано, где есть будущее, которое они сами смогут построить. Но есть и другие случаи, когда от глубины ущелья и осознания той высоты, на которой стоит человек, у него начинает кружиться голова, а прохладная бездна манит с непреодолимой силой. Вот тогда человек, не думая о будущем, опьянённый приятным дурманом, шагает вперёд и проваливается в пучину беспросветной мглы… Обратного пути нет… Или это только кажется? Ведь всегда есть возможность зацепиться за кривое дерево, растущее на склоне ущелья, и попробовать выбраться наверх…
20 ноября в актовом зале городского Дома культуры председателем Ветковского суда Светланой Можейко было проведено открытое судебное заседание. И вот парадокс: храм искусства стал владениями Фемиды. Обновлённый зал Дома культуры со звёздным небом на потолке и удобными мягкими креслами никак не располагает к решению серьёзных вопросов, а тем более к вынесению судебных приговоров. Тем не менее, заседание состоялось.
На выездном судебном заседании рассматривалось дело об уклонении обязанного лица от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении. В качестве государственного обвинителя выступил помощник прокурора Никита Бусел. И всё бы ничего, но обвиняемая женщина — некогда многодетная мама.
Людмила Лупекина — маляр 3-го разряда ЧСУП “Ветковская ПМК-93”. Свидетели по делу, которые присутствовали на судебном заседании, мастер участка ПМК-93 Ирина Храмцова и прораб ПМК-93 Александр Никитин отметили, что работу Людмила Лупекина выполняет исправно, замечаний в отношении неё не поступает. При одном “но”: если она выходит на работу. Прогулы со стороны маляра — вещь обычная и достаточно частая. Например, в период с марта по май текущего года Людмила Викторовна допустила 29 невыходов на работу. И это притом, что она — обязанное лицо. Это значит, что она обязана ежемесячно возмещать расходы на содержание своих детей, находящихся на полном гособеспечении. В результате нерегулярного выхода на работу долг Людмилы Лупекиной на 1 июня 2013 года составил 16708465 рублей.
Самостоятельная взрослая жизнь началась у Людмилы не очень удачно. В 19 лет девушка стала матерью-одиночкой. Дочь Катю Людмила воспитывала без отца. Но судьба проявила к молодой женщине благосклонность, и уже в 1997 году она стала встречаться с молодым человеком — Сергеем. Спустя три года они официально оформили свои отношения. В 2000 году у них родилась дочь Марина, а спустя пять лет — сын Андрей. В том же 2005 году чету Лупекиных постигло несчастье: дом, в котором они проживали, сгорел. После этого настал и крах семьи: Людмила и Сергей развелись. Женщина осталась одна с тремя детьми на руках. Ещё пять лет она держалась, кое-как занималась их воспитанием.
Но чем дальше, тем хуже. В 2010 году Людмила начала злоупотреблять спиртными напитками. В связи с невыполнением родительских обязанностей и неудовлетворением жизненных потребностей детей в 2010 году постановлением комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома и решением суда Ветковского района Людмилу Лупекину лишили родительских прав в отношении старшей дочери Екатерины и сына Андрея. В 2012 году она была лишена родительских прав и в отношении средней дочери Марины, которая проживала со своим отцом до момента его кончины.
Вроде все проблемы решены: мужа нет, детей тоже нет, можно вспомнить беззаботную юность и получать удовольствие от жизни. Но в 2010 году Людмила “примерила” на себя статус обязанного лица и в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №18 обязана возмещать расходы, затраченные государством на содержание своих детей. Как отмечает сама обвиняемая, расходы на содержание детей удерживались из её заработной платы. С уголовной ответственностью за уклонение от выплат она знакома не понаслышке. В 2011 году женщина уже была судима по ч. 2 ст. 174 УК РБ. Но в связи с отбытием назначенного судом наказания в виде исправительных работ судимость с Людмилы была снята. Теперь ситуация вновь повторилась.
На протяжении судебного заседания Светлана Юрьевна Можейко неоднократно взывала к совести обвиняемой. Ведь, как сказала председатель суда, всё ещё можно вернуть: и работу, и детей, и нормальную полноценную жизнь. Обвиняемой всего-то 36 лет.
В своё оправдание Людмила Лупекина лишь сказала:
— К своим поступкам я отношусь плохо. Я всё осознала. Больше подобного с моей стороны не повторится.
Надёжности в словах обвиняемой не очень-то много. Вспомнить хотя бы несколько фактов из её жизни. В 2010 году, когда решался вопрос о лишении Людмилы родительских прав, женщина пришла на процесс в нетрезвом виде. Обвиняемая не раз проходила добровольное лечение от алкоголизма, трижды кодировалась. Как только по месту работы прекращаются профилактические беседы руководства о вреде пьянства, Людмила Лупекина вновь “срывается”.
Рассмотрев все материалы дела, выслушав всех свидетелей, суд признал Людмилу Лупекину виновной в уклонении от выполнения ежемесячных обязательств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, и назначил ей наказание в виде 240 часов исправительных работ. Если женщина допустит ещё одно подобное нарушение, то ей будет грозить лишение свободы.
Людмила уже упала в бездну алкоголя. Но, как уверяет женщина, она успела ухватиться за последнюю ветку тонкого деревца, растущего на отвесной скале. Если она соберёт остатки своей воли в кулак, то сможет выбраться и зашагать по твёрдой земле дальше. А если нет… Каждый вправе самостоятельно творить свою судьбу.
Анна КОДОЛОВА.