Память и памятник
В минувшую среду, 22 апреля, исполнилось 139 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Событие по нынешним временам рядовое, большей части общества неинтересное — не юбилей всё-таки.
В советское время каждый школьник знал, кто такой Ленин. Да что там, всё общество жило “заветами Ильича”, и образ борца за светлое будущее встречался на каждом шагу. Портрет Ленина был обязательным атрибутом кабинетного интерьера, его изображение присутствовало в школьных учебниках, на почётных грамотах, государственных наградах и денежных банкнотах. Его имя упоминалось в гимне, названиях улиц и площадей, ледокола и колхозов. Само собой разумеется, памятники Владимиру Ильичу устанавливались в каждом более-менее значимом населённом пункте.
Потом наступила перестройка и гласность. Отношение к личности Ленина постепенно менялось. Сначала появились несмелые замечания по спорным историческим моментам, затем пошли критические нападки, переросшие в поток обвинений и разоблачений. Припомнили “красный террор”, презрительное восприятие интеллигенции, разрушение храмов. Владимир Ильич как бы раздвоился: он уже был не только вождём пролетариата, но и беспощадным деспотом; создателем СССР и немецким шпионом, развалившим империю; гением, рождающимся раз в тысячу лет, и кровавым антихристом.
Создание независимых государств на руинах Советского Союза сопровождалось вполне предсказуемым процессом отторжения старого строя. Историю переписывали на новый лад, развенчивали мифы о прежних успехах, потрошили партийную идеологию. И, естественно, объявили войну памятникам. Свержение с постаментов фигуры вождя часто происходило при большом стечении народа и под одобрительные выкрики возбуждённой толпы.
В первые годы постсоветской истории регулярно поднимался вопрос о перезахоронении тела Ленина. Демократы призывали убрать идеологический артефакт с Красной площади в Москве (ветковскую Красную площадь сия чаша минула!). Коммунисты встали стеной на защиту своего вождя. Сторонники и противники готовы были сойтись в рукопашной, отстаивая свою правоту. Но дальнейшая судьба хозяина мавзолея так и не была решена.
В бывших советских республиках перемены были скоротечными и радикальными. Памятники коммунизму исчезли с улиц Эстонии. В Литве принят закон о запрете символов Советского Союза и гитлеровской Германии. Под запрет попали, в частности, портреты лидеров коммунистической партии. В марте прошлого года в Душанбе был демонтирован последний памятник Ленину.
На рубеже 90-х было и в Беларуси время, когда старый мир хотели разрушить до основания. Буря оголтелого антикоммунизма вполне могла смести с улиц и площадей все напоминания о советском режиме. Да, убеждённые приверженцы партии были против, но их голоса потонули в рёве борцов с прошлым. Тем не менее памятники Ленину устояли. Монументы вождю пролетариата продолжают жить в городах и сёлах. Лихие 90-е прошли, и общественность уже не столь радикально настроена. Да и белорусы в целом не склонны к агрессии.
Всё осталось, как было. Улицы сохранили названия советских лидеров, в первых рядах которых, естественно, Ленин. На фасадах административных зданий по-прежнему видны серп и молот. В библиотеках ещё можно найти полное собрание сочинений Ильича.
Однако следует признать, что мы так и не смогли разобраться с “тем временем”. А Ленин был его главным символом. С именем каждого лидера СССР в общественном сознании ассоциируется определённая эпоха: Сталин — это репрессии, Брежнев — период застоя, Горбачёв — перестройка. Ленин стал воплощением всей 70-летней советской истории. Но что в ней первостепенно: коллективизация или дружба народов, тоталитарный режим или победа в Великой Отечественной войне, гонка вооружений или покорение космоса? Единой оценки нашего недавнего прошлого мы так и не сделали.
Сегодня дети, показывая пальцем на памятник Ленину, спрашивают у родителей: “А кто это?” И взрослые не находят подходящего ответа. Или сами не знают? Ведь молодые папы и мамы родились на закате СССР и были слишком малы в то время, когда личность Ленина была ещё предельно ясной, а оценка его заслуг — однозначной. В наше время всё намного сложнее. Мы живём не только в другом веке, но и в другой эпохе. Ленин и вся советская идеология уже не так актуальны. Появились новые лозунги, новые политические курсы. А старые памятники всё ещё стоят.
Попробуем взглянуть на ситуацию со стороны, без эмоций и стереотипов. В чём смысл многочисленных монументов эпохи КПСС в современной Беларуси? Разве мы строим коммунизм? Нет. Владимир Ильич Ульянов был белорусом? Тоже нет. История развивается по спирали, и мы ещё вернёмся к идеям марксизма-ленинизма? Это уже из области научной фантастики.
Избыток памятников Ленину объясняется ещё и нехваткой новых символов. Кого из исторических персонажей можно поставить на постамент, чтобы угодить всем? Борцы за независимость слишком зависимы от политических настроений. Писатели и поэты в эпоху телевидения и Интернета не тянут на роль просветителей. Герои войны уже давно увековечены в граните и бронзе.
Неудивительно, что на смену идеологической скульптуре пришла скульптура городских улиц. Куда спокойнее устанавливать памятники девочке с зонтом, даме с собачкой или даже бобру, чем партийным лидерам. Впрочем, какие бы доводы ни приводились “за” и “против” сохранения монументов Ильичу, есть железный контраргумент. Это ностальгия по советскому прошлому людей старшего поколения. Для них Ленин по-прежнему дорогая сердцу личность. Трепетные чувства людей, тяжело переживающих развал СССР и пренебрежительное отношение молодёжи к их прошлому, боязно оскорбить. Хотя при этом не принимается во внимание мнение тех, чьи деды были раскулачены, сосланы в лагеря или расстреляны по приговору революционной “тройки”. Каково им видеть фигуру идейного вдохновителя диктатуры пролетариата?
Скажем также, что с точки зрения художественной ценности большую часть изваяний Ильича можно назвать посредственными. Не секрет, что изображали Ленина по определённому штампу: огромный лоб, хитрый прищур, острая бородка, кепка на голове или в руке. Долгое время существовали строгие каноны, однако не обошлось без мастеров-самоучек, энтузиазм которых поддерживали партийные боссы на местах. Тут уж кто во что горазд. Сколько насмешек вызывают скульптуры с непропорциональной головой или вытянутой рукой. Анекдотичные ситуации возникали не раз. Хрестоматийным стал случай, когда по недосмотру Ильич оказался на постаменте сразу с двумя кепками: на голове и в руке. Наконец, исследователи, занимавшиеся изучением произведений так называемой Ленинианы, пришли к удивительному и вместе с тем комичному выводу: в каждой советской республике Ильичу старались придать черты коренного жителя. Например, если судить по огромному памятнику в Улан-Удэ, Ленин был… типичным бурятом.
Почему мы подняли тему памятников? А вот почему…
B Санкт-Петербурге и украинском городе Рубежное злоумышленники взорвали памятники Ленину. Чуть ранее неизвестные облили чёрной краской наскальное изображение Владимира Ильича в Пятигорске. Реакция на акты вандализма была разной — от гневного осуждения до циничного ёрничества. Но что интересно, главной темой выступлений стал не сам лидер большевиков, не оценка его революционной деятельности, а судьба культовых памятников советской эпохи. Какое значение они имеют сегодня и нужны ли вообще современному обществу?
Для Беларуси этот вопрос тоже актуален. Ведь наша страна — одна из немногих среди бывших советских республик, где сохранились сотни, а то и несколько тысяч монументов основателю СССР. Случаи вандализма, наподобие произошедших в России и Украине, у нас тоже были. Достаточно вспомнить, что несколько лет назад в Жодино один памятник Ленину был взорван, а второй (совсем недавно) разбит. Однако эти примеры из ряда вон выходящие. Большинство скульптур, бюстов и барельефов, прославляющих Ильича, мирно существуют на площадях, в парках и скверах многих населённых пунктов Беларуси.
В завершение хотелось бы привести одну историческую цитату. Сталин, принявший решение о бальзамировании тела главного большевика, заявлял о необходимости “сохранения тела до тех пор, пока сознание не свыкнется со смертью Ленина”. Спустя 85 лет это высказывание можно перефразировать и по отношению к памятникам Ильичу. Монументы Ленину будут сохранены в нашей стране до тех пор, пока общественное сознание не свыкнется со смертью СССР. А это произойдёт ох как нескоро…
Участники митинга в Ветке. Апрель 2009 г. Фото Н. ЮРЧЕНКО.