Шанс на исправление

В пятницу Президент Республики Беларусь проводит совещание с главными юристами страны по вопросам усовершенствования уголовного законодательства, — на высшем уровне обсуждается законопроект о возможности замены заключения под стражу выплатой большой денежной компенсации (как это практикуется на Западе), а я направляюсь в исправительное учреждение “Исправительная колония-поселение №21”, чтобы взять интервью у начальника колонии С.В. Шумигая. Для этого есть, как минимум, два повода. Во-первых, 11 февраля исполняется 16 лет этому первому в республике женскому исправительному учреждению такого типа, во-вторых, в скором времени будет ратифицирован Закон “Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков”. Разговор начинается о грядущей амнистии.


— Законы об амнистии являются инструментом публичной помощи осуждённым, ставшим на путь исправления. В нашей республике инициирование таких законов главой государства стало уже доброй традицией, — рассказывает начальник колонии майор внутренней службы Сергей Васильевич Шумигай.


— Подготовленный законопроект предусматривает проведение в 2009 году амнистии, что приурочено к приближающейся знаменательной в истории нашего народа дате — 65-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. По предварительным расчётам Министерства внутренних дел, в результате планируемой амнистии из исправительных учреждений закрытого типа может быть освобождено около 2495 человек, из исправительных учреждений открытого типа — 1849. Предполагаемая общая сумма экономии финансовых средств бюджета составит два миллиарда рублей.


— На какие категории осуждённых распространяется данная амнистия?


— От уголовной ответственности традиционно будут освобождены льготные категории лиц. Это несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и одинокие мужчины, пенсионеры, инвалиды, больные активной формой туберкулёза, ВИЧ-инфицированные, ветераны боевых действий, участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, лица, получившие ранения при исполнении обязанностей в период прохождения службы. Если они совершили преступления, не представляющие большой общественной опасности (до двух лет лишения свободы), и менее тяжкие преступления (до шести лет лишения свободы).


Согласно законопроекту другие категории лиц будут освобождаться при определённых условиях.


— Каким преступникам не удастся получить свободу?


— Амнистия не распространяется на лиц, к которым ранее применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление. На тех, которые не возместили причинённый преступлениями ущерб (за исключением вышеназванных льготных категорий лиц). На лиц, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания, объявленных в розыск, совершивших умышленное убийство или изнасилование с квалифицирующими признаками, совершивших коррупционные преступления, опасных рецидивистов и других опасных для общества преступников.


— В ожидании амнистии находятся и осуждённые вашей исправительной колонии-поселения?


— Естественно, этот гуманный акт позволит досрочно выйти на свободу многим, находящимся под надзором в Шубино, при условии возмещения причинённого преступлениями ущерба. Поэтому здесь уместно обратиться к родственникам, близким людям, которые ждут возвращения домой осуждённых, помочь им в погашении исковых исполнительных листов. Не всегда размер заработной платы, которую получает осуждённый в колонии-поселении, позволяет ему за период отбывания наказания возместить на 100% нанесённый ущерб. А родственники (отец, брат, сын и другие) имеют возможность собрать сумму в счёт погашения иска. Если осуждённый останется должным хотя бы 1 рубль — амнистия в отношении его применяться не будет.


— В 1993 году исправительное учреждение в Ветковском районе открылось как первая в республике колония-поселение для женщин. Что изменилось в характере учреждения за 16 лет?


— Сейчас это единственная колония, где содержатся и мужчины, и женщины. В целом по республике функционируют три колонии-поселения. В г. Горки Могилёвской области отбывают наказание мужчины, впервые совершившие преступление по неосторожности, в г.п. Гезгалы Гродненской области находится также мужская колония-поселение, и только в Ветке вместе с мужчинами в колонии отбывают наказание и женщины. Исторически так сложилось, что все женские колонии расположены в Гомельской области. Наше исправительное учреждение рассчитано на 200 человек, сейчас на пути исправления здесь находится 151 человек, в том числе 40 женщин и 111 мужчин. Преобладание мужчин обусловлено большей востребованностью в районе мужской рабочей силы и возможностью их трудоустройства.


— Сюда направляются осуждённые из зала суда или уже побывавшие в тюрьмах и колониях граждане?


— Так как это единственная колония-поселение для женщин, поэтому к нам поступают и впервые осуждённые, из зала суда, и переведённые из закрытых режимных учреждений для женщин, которые расположены в Гомеле и г.п. Заречье Речицкого района. А в отношении мужчин здесь действуют другие правила. Наше исправительное учреждение предусмотрено для лиц, отбывавших наказание в закрытых колониях, которым в порядке поощрения меняется режим на более мягкий. В основном контингент формируется из пребывавших ранее в Мозырской, Бобруйской, Шкловской колониях.


— Какие виды преступлений совершили эти люди?


— Контингент разнообразный, представлен практически весь уголовный кодекс. Это лица, совершившие не представляющие большой общественной опасности преступления (например, виновники дорожно-транспортных происшествий), менее тяжкие и тяжкие экономические преступления. В основном это граждане, получившие срок за причинение телесных повреждений различной степени тяжести, за хранение и распространение наркотиков, за совершение убийства. Общий тюремный стаж некоторых осуждённых, имеющих уже несколько судимостей, составляет 20-30 лет.


— Приступив к исполнению служебных обязанностей в 2006 году, на что в первую очередь обратил внимание новый начальник исправительной колонии-поселения №21?


— Это исправительное учреждение часто подвергалось критике со стороны вышестоящего руководства в связи с большим количеством совершаемых осуждёнными побегов и самовольных уходов. Также часто констатировались нарушения, связанные с употреблением спиртных напитков. 2007 год для колонии стал переломным в плане соблюдения режима учреждения. Впервые за десяток лет осуждёнными не было совершено ни одного преступления. Количество нарушений сократилось на 30%, в том числе и случаев употребления спиртного уменьшилось в 3 раза. За январь текущего года осуждённые не совершили ни одного нарушения, что не может не радовать.


— Какие методы в работе исправительного учреждения позволяют добиваться таких прогрессивных явлений?


— Мы используем только метод убеждения, проводя как коллективную воспитательную работу, так и индивидуальную. Основной упор, конечно же, делается на занятия с каждым конкретным человеком. У нас две женщины являются начальниками отрядов — Елена Леонидовна Ливадная и выпускница Академии МВД 2008 года Наталья Сергеевна Рослякова. В вечернее время, когда осуждённые возвращаются с работы, они проводят основные воспитательные мероприятия: индивидуальные беседы, коллективные собрания, устраивают диспуты, встречи. Каждый осуждённый посещает определённую секцию. Это может быть физкультурно-спортивная, культурно-просветительская, секция содействия организации охраны труда. До 2008 года отряды делились по половому признаку. Мы отошли от этой практики, теперь разделение в отрядах осуществляется по бригадному принципу, то есть формируются в зависимости от места работы.


— Ваши подопечные трудоустроены на предприятиях Ветковщины?


— Часть осуждённых работает в СПК “Урицкое” (около 50 человек), КСУП “Семена трав” Гомельского района, на одной из обувных фабрик Гомеля, остальные задействованы в сельскохозяйственных и других предприятиях Ветковского района. РУСП “Совхоз “Дружба”, “Гомельский конный завод №59”, СПП “Светиловичи”, ОАО “Ветковский агросервис”, КЖУП “Ветковское”, райпотребобщество являются основными работодателями. До недавнего времени большое число осуждённых работало в Ветковской ПМК-93, здесь они получали самую высокую для колонии-поселения зарплату — порядка 700 тысяч рублей. Теперь же рабочие строительных специальностей из числа осуждённых почему-то получают на этом предприятии 300 тысяч, и число задействованных рабочих сократилось в четыре раза. Сейчас средняя заработная плата осуждённых в колонии составляет 363 тысячи рублей. Если размер заработной платы и условия труда нас не устраивают, мы будем вынуждены прекратить трудовое сотрудничество с этой организацией.


— Таким образом вы защищаете интересы осуждённых?


— В первую очередь действуем в интересах государства. Потому что фактически все осуждённые имеют исковые требования и они обязаны возместить ущерб, причинённый либо преступлением, либо должны выплатить алименты, а обязанные лица возмещают затраты на содержание детей (сейчас в колонии находятся 16 обязанных лиц). Так как удержание производится из заработной платы, поэтому суммы поступлений напрямую зависят от её размера. В колонии-поселении на руках у осуждённого должно оставаться не меньше 50% заработанных денег, остальные направляются на погашение ущерба и коммунальных услуг за проживание (в декабре стоимость проживания в общежитии составила 21 тысячу). За оставшиеся на руках у осуждённого деньги он должен себя прокормить и одеть.


— Приходилось слышать лестные отзывы о работе осуждённых, когда кадровые работники уступают в трудолюбии и усердии людям из колонии. Претензии на качество исполнения обязанностей бывают?


— Периодически поступают жалобы о невыполнении отдельными осуждёнными норм выработки, но в основном отбывающие наказание заинтересованы трудиться добросовестно, потому что в таком случае работодатель пишет благодарственное письмо, а администрация колонии поощряет послушного работника. Наиболее эффективными в условиях колонии-поселения мерами поощрения являются проведение выходного дня за пределами колонии и кратко-срочный отпуск сроком до семи суток (в зависимости от места проживания).


— Как часто осуждённые в колонии могут встречаться со своими родственниками, друзьями?


— Здесь ограничений нет. Краткосрочные и длительные (до 3-х суток) свидания могут происходить по желанию родственников в любое время, чаще практикуется проведение встреч в выходные дни, иначе осуждённый должен отрабатывать пропущенные дни трудовой недели. Для проведения длительных свиданий оборудованы специальные помещения.


— А если ещё учесть, что осуждённым разрешают пользоваться мобильной связью, то есть в любой момент они могут услышать голос родного, любимого человека, то вполне целесообразно быть послушным и исполнительным, чтобы своим поведением не ухудшать, а улучшать условия существования, дожидаясь скорого условно-досрочного освобождения. Или всё-таки есть такие, кто усугубляет своё положение?


— В прошлом году не допустившие нарушений и ставшие на путь исправления 30 граждан были освобождены досрочно, а 16 — за различные виды нарушений возвращены на прежний вид режима — в закрытую колонию. Трое осуждённых совершили преступления (побег, мошенничество и грабёж). Не все преступники поддаются перевоспитанию.


— Для осуждённых из Ветковского района идентичные условия отбывания наказания в условиях колонии-поселения №21 или есть преимущества?


— В настоящее время в исправительном учреждении отбывают наказание трое мужчин-ветковчан. Осуждённые могут проживать как в общежитии колонии, так и по месту нахождения семьи. Такое право распространяется на всех осуждённых, — их семьи могут поселиться в пределах Ветковского района, но используют эту возможность редко. Сейчас трое осуждённых проживают вне ИКП-21, в том числе один ветковчанин. Материалы в отношении ещё двух находятся на рассмотрении. Проживая с семьёй, осуждённый с 19 часов вечера до 6 утра обязан находиться только в пределах домовладения, а днём передвигаться на работу по заранее условленному маршруту. Посещать какие-либо зрелищные, коллективно-массовые мероприятия ему запрещено.


— Спасибо, Сергей Васильевич, за интервью. Возможно, у читателей газеты появятся вопросы по условиям отбывания наказания или об ожидаемой амнистии.


— Постараюсь ответить на все вопросы. Обращайтесь по телефонам 8(02330)-3-81-24, 3-81-17 (секретарь), 3-81-33, 2-50-12 (телефоны дежурной части).


Беседовала Татьяна БОСЯЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.