Святск: история одного села

hram svyatskaМинуло 30 лет с тех дней, когда авария на чернобыльской АЭС разделила жизнь многих и многих людей Беларуси и братской нам России на «до» и «после», в том числе и мою жизнь…

О судьбе моей родной деревни и населения ко всем круглым датам чернобыльской трагедии посылала статьи не только в региональные издания, но и в республиканскую «Сельчанку». К слову, мою повесть «Была вёска»  10 лет назад публиковали и в «Голас Веткаўшчыны». Всем приезжавшим на встречи землякам я дарила ксерокопии этих статей. В знак признательности мои односельчане не забывают поздравлять меня с праздниками, да и просто звонить… Благодаря встречам, публикациям в газетах событий тех лет, когда существовала деревня и были живы все, теперь между закружцами существует своеобразное «Закружское радио».

С каждым годом острее понимаешь, что вновь и вновь тянет тебя туда, где закопана твоя пуповина, где ты делал первые шаги, где были с тобой рядом мама с папой, где были у тебя верные друзья, где ты встретил первую любовь… Всё осталось там, в далёком и незабываемом детстве.

С особым чувством спешим в родной уголок, чтобы помолиться, прикоснуться к земле предков, вновь увидеть родные лица земляков. Ведь пока мы живы, будет и жить Старое Закружье в наших сердцах. Хочется вспомнить слова церковного историка Ивана Михайловича Снегирёва: «Время, истребляя дела кур человеческих, уничтожает и саму о них память, остаётся только одно имя местности, которое намекает на лица и события». Мы и наши потомки в силах сделать всё возможное, чтобы уберечь уже не от разрушения родные места, а от ЗАБВЕНИЯ. Ведь жизнь человеческая бессмысленна без ПАМЯТИ!

Около 3 лет назад  в одном из номеров «Гомельскай праўды» меня затронула статья Валентины Мироновой «Святыні Свяцка». Одно только слово «Свяцк» вызвало бурю эмоций, навело много воспоминаний. Защемило в глубине души так, что невольно по щекам покатились слёзы. С тех пор эти чувства не оставляют меня. К сожалению, мы слишком поздно начинаем ценить то, что безвозвратно теряем…

Просто молодцы работники Ветковского музея! Это их большая заслуга в том, что они чтят и доносят до посетителей старообрядческие и белорусские традиции. Мечтаю посетить музей, где была организована выставка Святску — когда-то большому и мощному своими старообрядческими корнями поселению в Новозыбковском районе Брянской области, полностью отселённому после аварии на ЧАЭС.

Думаю, не только моим землякам, ныне живущим в Ветке, интересно будет узнать о судьбе Святска и его жителей после чернобыльских событий. Ведь после войны в Святской средней школе учились дети со всех окрестных деревень и посёлков, в том числе и из белорусских. Дети из Старого Закружья также учились там, пока незадолго до аварии в нашей деревне не построили 2-этажную школу-десятилетку.

В Святской школе учился и наш знаменитый земляк, министр иностранных дел СССР — Андрей Андреевич Громыко. В Святске родился, жил, учился генерал-полковник танковых войск, дважды Герой Советского Союза, в послевоенные годы командующий Закавказским военным округом Давид Абрамович Драгунский (1910-1992). Безмерно горжусь тем, что в этой школе в 9-10-х классах училась и я, закончив её в 1964 году с отличием.

Государственная граница проходила по реке Очесе, и ныне она проходит по этой еле заметной речушке у  западной окраины некогда удивительного уголка земли.

Село как бы примостилось на самом краешке России. В 700-800 метрах от Святска видны белорусские пролески.

Святска больше нет! Последние его жители покинули родные места не по своей воле осенью 2002 года. Населённый пункт пережил коллективизацию, уцелел в годы фашистского лихолетья, но не смог, как и моя родная деревня, устоять перед зловещей тенью Чернобыля. Тысячи человеческих судеб невидимыми нитями были связаны с этим селом, имевшим богатое исторические прошлое.

Об этом и будет мой рассказ…

…Базары по воскресеньям — большое событие для Святска того времени. Частенько и закружцы покупали всё необходимое для сельской жизни. Особенно славились осенние ярмарки — Успенская, 28 августа, и Михайловская, 8 ноября. Из весенних ярмарок — это знаменитая Сорочанская, 22 марта (в день памяти святых сорока мучеников). В этот день, продав поросят, мои родители привозили нам обновки к Пасхе. Каждый раз они покупали гостинец из местной хлебопекарни — бублики и ароматные белые булочки, душистые, вкусные, запах которых до сих пор сохранила моя память. За хлебом ездили и жители окрестных белорусских деревень. Всё действо происходило на большой площади, именуемой Красной. Люди ехали сюда отовсюду: из Украины, Беларуси — в своих лучших нарядах. Здесь я впервые увидела неглюбских мастериц в самотканых нарядах с их знаменитыми теперь во всём мире рушниками.

В центре площади возвышался бронзовый бюст герою Великой Отечественной войны Д.А. Драгунскому. (После отселения жителей Святска он был перенесён на Аллею Славы г. Новозыбкова.) Совсем рядом в 3 деревянных зданиях располагалась средняя школа. Здесь прошли самые лучшие в моей жизни школьные годы, где каждого из нас окружал немолодой, но лучший  в мире коллектив настоящих учителей. Здесь получила путёвку во взрослую жизнь. Даже сказанные мною на выпускном вечере слова помню до сих пор: «Обещаю вам, дорогие мои учителя, одноклассники, что мой путь будет честным и правдивым». Моя совесть чиста — я всегда несла людям добро, учила этому и детвору…

Старообрядческий уклад жизни формировал и внешний облик села, планировка улиц которого резко отличалась от планировки соседних сёл, деревень, как русских, так и белорусских. Дома в Святске были построены строго по линии в ряд улиц — напоминая городское поселение. Местные мастера-резчики оформляли фасад зданий и наличники красивой, своеобразной резьбой. Нам, белорусам, было это в диковинку. Кроме того, славилось село и мастерами-иконописцами.

Из-за бездорожья у самой границы мы — белорусские школьники — жили в Святске, начиная с дождливой осени до мая. Старушки одинокие пускали нас на постой за машину торфа.

Помню, квартировала вместе с подружкой верной Надей Шинкарёвой у Фени Потёмкиной — истинной старообрядки до мозга костей. Вот сидишь за уроками, как вдруг — стук в окошке — вызов на свидание.

Закрыта алгебра или другой учебник. Глянешь в красный угол, напоминающий настоящий иконостас из старинных икон. В твою сторону обращены лики святых, а с самой большой иконы в центре на тебя, как бы за твоё левое плечо, смотрит сам Николай Отводящий. По преданию, у человека за левым плечом всегда прячутся злые силы. Может, ещё с юных лет этот добрый святой, хранитель домашнего очага от нечестии вселил в мою душу Божью силу.

Ещё хозяйка рассказывала, что иконы передаются в наследство, их берегут, лелеют, поновляют.

На одном из поперечных пролётов села красовался деревянный храм, построенный во имя Успения Пресвятой Богородицы.

История здесь непростая: когда-то, ещё в ХVIII  веке (1695 г.), по приказу императрицы Анны дома ветковских слобожан были сожжены, как и монастырские строения, за исключением Покровской церкви. Её ветковчанам позволили перевезти в Святскую слободу. Карательный отряд церковь разобрал и частично переплавил по реке Сож на плотах, частично перевёз на конях. С тех пор слобода Святская стала родным детищем Ветки, получала беглых попов и подчинялась во всём ветковским уставам. Покровский храм действовал как единоверческий до 1905 года, когда старообрядцы получили право на собственное вероисповедание, книгопечатание и строительство храма.

После революции, в 20-30-х гг. здание храма бывшей Покровской церкви использовали для хранения зерна. Было время тотального преследования религиозных взглядов, церковнослужителей. Местные активисты-комсомольцы сжигали иконы и богослужебные книги. В 1999 году корпус бывшей церкви пытались разобрать на дрова.

Работникам Ветковского музея с помощью жителей Святска удалось в то жуткое время спасти некоторые уникальные и бесценные памятники церковной старины: икону Святителя и Чудотворца Николая, большую икону Николая Отводящего, полуразрушенные створки царских ворот ХVIII века, хранившиеся на чердаке святской церкви.

С началом массового отселения жителей села после 1991 года полуразрушенное здание церкви рядом со зданием правления колхоза было разобрано окончательно.

Новый храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1910 году на средства богатых святских купцов, еврейской общины, жившей до войны, простых жителей села. Это был образец храма в русском стиле, характерный для архитектуры Брянщины начала ХХ века, с восхитительными колоколами.

Жители Закружья рассказывали, что в ветреную погоду со стороны Святска доносился  малиновый и хрустальный звон колоколов. Бывало, идёшь в школу, а со стороны Закружья твой взгляд завораживают, купаясь в лучах солнца, блистая в небе своей позолотой, купола храма — гордость и символ села. В этом храме крестили меня. Здесь я крестила своих детей и крестников — детей младшего брата Алексея. Кстати, моя старшая сестра Прасковья, я и брат Алексей — все мы учились в Святске в старших классах.

Очень любила я ночь накануне Пасхи. Бежали в церковь, занимала дух праздничная атмосфера, а батюшка Владимир, улыбаясь, окроплял нас водичкой. До сих пор в моей памяти его доброе в очках лицо, с большой седой бородой. Он любил всех своих прихожан независимо от вероисповедания и ко всем от мала до велика обращался на «Вы». Не стало его в 1991 году, не мог перенести мысли о том, что нужно оставить храм, родной домик и куда-то переехать…

Простоял храм ровно 90 лет. Сгорел он в тихую, безветренную погоду в ночь с 13 на 14 сентября 2000 года. Утром подойдя к пепелищу, немногочисленные жители, не успевшие переселиться, на месте святого алтаря увидели белое облако. Ещё долго тогда над округой в воздухе стоял запах ладана. От этой новости вновь защемило внутри.

…Вспоминается и школьный выпускной бал. Фотограф засветил тогда фотоплёнку. Как бы хотелось заглянуть в старый альбом, увидеть счастливую девушку в белоснежном платье.

Июль 1985 года. Встреча через 20 лет выпусков 1963 и 1964 гг. готовилась с трепетом. На крылечке новой двухэтажной школы с улыбкой встречали любимые учителя. Лица моих одноклассников сияли радостью, счастьем — это были уже повзрослевшие, возмужавшие бывшие мальчики и девочки. Все ещё были живы и здоровы. Даже договорились о встрече через 5 лет, в 1990 году. Разве мог тогда кто-либо из нас предположить, что через каких-то 10 месяцев наша жизнь разделится на «до» и «после».

После аварии на ЧАЭС, я несколько раз навещала г. Новозыбков, где прошли мои годы учёбы пединституте на физико-математическом факультете. Приезжала туда со стороны Святска. Единичные семьи жили здесь после трагедии ещё считай до 2002 года. Они оберегали опустевшие дома от мародёров в надежде на то, что всё ещё образуется, что жители вернуться в свои дома… Но не случилось!

Через 45 лет 19 июля 2014 года в Новозыбкове состоялась встреча нашего курса. Проходя центральную площадь, взгляд неожиданно устремился в ту сторону, где начинался поворот на Святск — та дорога, по которой я ездила через село домой, преодолевая пешком 5 км. С этого времени не выходили из головы вопросы: «Какова нынешняя судьба села, его жителей? Как сложилась жизнь моих милых одноклассников?»

Благодаря современным средствам связи, удалось отыскать бывших жителей Святска, переселившихся в Гомель, а через них — узнать о последних событиях, что происходят на Святской земле.

…Нашлись истинные патриоты своей маленькой родины — Володя Жуков, Николай Колюпанов. Их стараниями на пожертвования бывших односельчан по благословению Новозыбковского батюшки Сергия Бедного в июле 2005 года на месте алтаря сгоревшего святского храма был воздвигнут Поклонный крест — символ сегодняшнего времени: встреча прошлого и будущего, путь от разрухи к восстановлению, от духовной смерти к духовному возрождению.

В  престольный праздник храма — 28 августа 2005 года, в день Успения Пресвятой Богородицы — в Святске состоялся водосвятный молебен, ставший традиционным. И что 11-я встреча вновь состоится в конце августа 2015 года — эта новость ошарашила всю мою суть. «Обязательно поеду в те места, чего бы это мне не стоило!» — решила для себя. Весь актив паломнических поездок в Святск, куда входят Николай Колюпанов, Володя Жуков и его сестра Надежда, ныне проживает в Гомеле. Мне повезло! В их машине для меня было оставлено место. Проезжаем Ветку, Бартоломеевку. По дороге узнаю, что мои спутники все годы, приезжая весной на Радуницу, обкашивают территорию вокруг бывшего храма, ремонтируют построенные ими же столы в два ряда под деревянным навесом. Делают всё, чтобы ничто не омрачило очередной праздник встречи.

…Ехали по территории отселённых деревень Потёсы, Громыки. В стороне оставались красивые, сказочные места, где живут трудолюбивые люди д. Столбун, Малых и Великих Немков, Казацких Болсунов. Их Бог миловал — остались жить на родной земле.

Вдоль дороги, ведущей к бывшему Святску, растёт сплошной сосняк вперемешку с диким кустарником — будто здесь и не жили люди 30 лет назад!

«Вот и Святск! Красная площадь родная!» — услышала неожиданно. Осмотрелась по сторонам: стоим на маленьком пятачке земли, со всех сторон обросшим лесным массивом, кустами, где между ними можно было заметить начало нешироких дорожек, по которым мелькали единичные легковые машины.

Подъезжаем к месту встречи. По телу пообедали мурашки — что увижу? Кого встречу?

Батюшка Сергий Бедный совершал молебен у Поклонного креста. Совсем старенькие сидели за столами. Там у бывших каменных ворот на длинном столе пыхтели на углях старинные медные самовары, необходимый атрибут быта жителей. Оказывается, по традиции приезжие пьют чай, причём воду брали из родника — криницы, что поила своей целебной водой и жителей Святска, и усталых путников. Но в этот год криница пересохла: то ли от засухи, то ли и родник не мог выдержать безлюдья…

Столько собралось людей! Надо было видеть всё воочию! Здесь встретила и белорусов: из Пенного, Среднего, Гуты. Приехали и из дальних уголков России, Украины. Оттуда, куда забросила жизнь после отселения. Сожалела об одном, что столько лет не знала о встречах. Столько утрачено! Столько пропущено!.. Уже не наверстаешь. За эти годы не стало половины ребят нашего класса. А ведь была возможность  с ними увидеться на этом свете. До сих пор такое ощущение, что вырвался кусок из жизни!

На обратном пути мои путники дали возможность поклониться любимым учителям, покоящихся на местном кладбище. В глаза сразу бросается то, что все могилки ухожены. Люди убирают так как знают, что к кому-то уже никто и никогда не приедет. Мне рассказали, что 85-летняя жительница Новозыбкова Валентина Ефимовна — мама Владимира и Надежды Жуковой — ведёт учёт ушедших в мир иной жителей Святска и вновь родившихся. Поучиться надо в этих людей, как нужно ценить окружающий мир.

С нетерпением жду августа этого года. Меня вновь и вновь тянет туда — на встречу с прошлым… Чем дальше уходит время, тем отчётливее в твоей памяти картины той жизни, что кипела тогда в отселённых родных местах до чернобыльской аварии. Идя по заросшим лесом, бурьяном пустынным улицам родной деревни, ставшего мне второй родиной улицам Святска, вспоминаю каждый дом, лица каждого сельчанина, вдруг понимаю на миг, что память и родные места не хотят меня отпускать…

Прошу Всевышнего, чтобы никакое горе не сломило моих земляков, жителей Святска, чтобы забылась та беда, сорвавшая людей с родных мест. Живите, мои дороги, ради своих потомков! Ради жизни на Земле! Пусть наша земля, наш край, пострадавшие от ЧАЭС места России, возрождаются и живут!

С уважением, Валентина ЛИСТОПАДОВА-БОСЯЧЕНКО, бывшая ученица Святской СШ, бывшая студентка Новозыбковского пединститута, ныне жительница аг. Поколюбичи.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.